Корпоративная газета на новый год содержание. Корпоративные видео: как их делают в разных компаниях

Дмитрий Богданов

5. Корпоративное телевидение

Само понятие «Корпоративное телевидение» появилось в Америке в 70-80-хх годах прошлого века. В Америке была очень распространена сеть кабельного ТВ. Пользуясь этим ресурсом, компании связывали свои филиалы в сеть, показывая различные видеопрограммы. Например, там могли показывать обучающие фильмы, новости компании, были даже корпоративные ток-шоу.

Позже стали использовать дорогостоящие спутниковые каналы для передачи сигнала. Это было собственное спутниковое телевидение. Затратность таких решений в конечном счете была оправданной. Компании получали большее. Они получали информированных и лояльных сотрудников, понимавших задачи компании, видевших отношение к себе, и получали обратную связь. Сотрудники поняли, что напрямую влияют на дело, которым занимаются.

Фактически «Корпоративное телевидение» - это способ передачи видеоконтента.

В большинстве своем это экраны, которые расположены в офисах компании и на производствах. На этих экранах показываются различные материалы и программы. Дополнением может служить внутренний Интранет-портал с видео материалами.

Когда мы в «Ривелти групп» создавали свой первый проект по Корп.ТВ, мы не все до конца понимали. У части нашей команды был опыт работы на телевидении, но с корпоративным ТВ никто до этого дела не имел.

В России в то время вообще про Корп.ТВ знали только в общих чертах. На практике его имели не больше 5 компаний в стране, и было это на уровне отделов из двух-трёх человек. Эти люди были и авторами, и операторами-монтажёрами. Качество контента напрямую зависело от компетенции этих сотрудников.

И вот нас выбрали для создания корпоративного канала. Наш первый заказчик по корпоративному телевидению - Холдинг «СИБУР». Это была очень большая ответственность. Перед нами поставили задачи, которые касались внутренних коммуникаций.

Мы стали придумывать, каким образом можем помочь нашему клиенту решить его задачи. Разработали свои форматы, сетку вещания, начали работать. В целом все получалось эффективно, но мы периодически сталкивались с непредсказуемыми вещами. За первые полгода работы мы набили много шишек. Главное - быстро корректировать эти ошибки.

Это сейчас, по прошествии нескольких лет, мы знаем особенности корпоративного телевидения, нюансы восприятия, что можно и чего нельзя делать. Но всегда для нас каждый проект - это живой организм, который реагирует на индивидуальные особенности аудитории.

Любой новый проект индивидуален, мы смотрим, как он работает, по ходу работы что-то видоизменяем, понимая, что есть ряд особенностей, которые надо учитывать. Этот опыт буквально вырублен из камня, многие ошибки стоили очень дорого.

Вот несколько моих любимых историй:

История первая. У одного нашего клиента в центральном офисе на каждом этаже около лифтов были размещены экраны. На этих экранах мы показывали различные материалы: новости компании, фильмы, интервью, инфографику. Все материалы были со звуком: дикторский текст или фоновая музыка. «Это же телевидение!», - думали мы, все должно быть по-настоящему.

Со звуком работали очень серьезно: все подзвучивалось, вычищалось, делали объемный звук. Прошло около полутора недель после начала работы Корп.ТВ. Наш заказчик сообщил нам, что столкнулся с определенной проблемой: на некоторых экранах пропадал звук. Видимых причин не было. Специалисты включали звук, но через день ситуация повторялась, звук опять отсутствовал.

Через некоторое время служба безопасности нашего клиента выявила причину пропадания звука. А причина была следующая: сидел себе сотрудник в компании два года, работал, никого не трогал, а тут - раз- и за дверью повесили экраны, на которых что-то показывают со звуком. В кабинете этот звук слышно, негромко, но все равно.

И вот через неделю работники кабинетов начали настолько раздражаться нововведением, что замыслили план по «обеззвучиванию». Они посмотрели, какой модели экраны, принесли из дома пульт управления и втихую выключили везде звук. Мы включали, они выключали, мы вновь включали, они вновь выключали. Этот пульт для них был как ценный артефакт в компьютерной игре. Они его прятали и передавали между отделами. Сказать в открытую, что им не нравится корпоративное ТВ со звуком, они не могли, а вот так «очень тонко» намекали.

Мы, надо сказать, понятливые и их намек поняли. Какой вывод мы сделали из этой истории? Стало понятно, что в офисах, и конкретно в этой организации, надо создавать контент максимально визуальный, без звука. Мы так и сделали.


Ту информацию, которую невозможно передать визуально, сопроводили субтитрами. Всегда приятно создавать проект совместно с аудиторией, даже если наша обратная связь состоит из таких вот «намеков».

Вторая история касается «бегущей строки».

Бегущая строка - это движение текста в нижней части экрана справа налево. Обычно такой прием используется в информационных телеканалах, чтобы показывать последние новости, курсы валют, погоду и прочую информацию в режиме реального времени.

Мое отношение к бегущей строке я уже обозначил в разделе про выставочное видео: на 99% использование строки вне ТВ не оправдано и лишь отвлекает внимание.

На телевидении можно использовать бегущую строку. В корпоративных роликах - никогда.

У другого нашего заказчика в проекте Корп.ТВ использовалась бегущая строка, в которой в реальном времени отображались новости с сайта компании. То есть, видео шло по своему расписанию, а текст для строки брался с сайта. В такой системе предугадать, какое видео будет при какой бегущей строке невозможно.

В один из дней, в обеденное время на экранах демонстрировался ролик с релакс-контентом: виды природы, животные, птицы. В ролике был суслик, который очень активно рыл свою нору и суетился. В этот момент в бегущей строке появился следующий текст: «Председатель совета директоров такой-то напрямую занялся вопросом привлечения финансирования...». Такой текст, а суслик роет яму... «...он призвал изыскать свободные средства...». Суслик судорожно копает... Получилось очень странное информационное сообщение. Суслик напрямую ассоциировался зрителем с Председателем совета директоров: Председатель искал финансы, а суслик копал землю. Это то, что называется «монтаж».


Наш заказчик потом нам рассказывал: «Я стоял перед экраном и просто побелел...». Такая ситуация имела место быть всего один раз и шансов, что это повторится, почти не было. Однако, мы скорректировали по просьбе заказчика релакс-контент и, отказавшись от некоторых тематик, сделали упор на красивых видах природы.

Возможности корпоративного ТВ

Вернёмся к сути корпоративного телевидения. Как инструмент оно преследует две задачи коммуникации: «информирование» и «формирование корпоративной культуры» .

Ниже приведены примеры программ корпоративного ТВ, которые их успешно решают.

Информирование

Новости

Самые рейтинговые программы на корпоративном телевидении - новости компании. Это понятно и логично, потому что новости компании для сотрудников крайне актуальны. То же самое происходит на региональном телевидении, где местные новости имеют высокие рейтинги, потому что людям интересно знать, что происходит с ними, конкретно в их регионе, в их городе.

Есть два основных новостных формата: первый формат мы назвали «фотоновости». Показываются фотографии, которые иллюстрируют новость, и даётся аннотация. Все динамично меняется. Таким образом можно донести несколько новостей подряд.


Второй вариант: новости с ведущим. Классический вариант новостийного выпуска: в кадре ведущий рассказывает новость, потом идет сюжет. Получается полноценный новостной выпуск.


Прямые эфиры

В любой крупной компании проходит множество различных мероприятий: форумы, конференции, собрания. Корпоративное телевидение дает возможность организовывать прямые эфиры и доносить эту информацию до большого количества сотрудников. Все, что происходит в зале, одновременно видят тысячи сотрудников компании в других регионах.

Инфографика

Очень востребованный инструмент в рамках проектов Корпоративного ТВ. Подробнее об инфографике читайте в параграфе 8 .

Единственная специфика в рамках Корп.ТВ: инфографические ролики должны быть короткими, не более 45-60 секунд. В Корп.ТВ контакт с аудиторией маленький и поэтому инфографика должна быть очень понятной и краткой.


Анонсы

На корпоративном телевидении можно анонсировать различные события. Например, анонс корпоративного журнала или газеты. «Читайте в следующем выпуске...».


Или анонсирование корпоративного мероприятия: «Тогда-то там-то будет супер снежная новогодняя вечеринка, приходите!».

Статистика

Системы управления Корп. ТВ позволяют оформлять и выводить на экраны актуальную статистическую информацию. Курсы валют, прогноз погоды, котировки акций компании, статистика происшествий - все это может демонстрироваться в режиме реального времени.


Формирование корпоративной культуры

Второй большой пласт задач по коммуникациям.

Тут у нас было много забавных историй. Я вам хочу рассказать одну, про новогоднее обращение сотрудников. Мы решили, что будет хорошо, если сотрудники компании запишут новогоднее поздравление своим коллегам. Придумали, что съемочная группа приедет, поставит камеру у новогодней елки, сотрудники поздравят. Договорились с отделом внутренних коммуникаций, составили объявление, чтобы все были в курсе. Мы всех предупредили за три недели.

За день до съемки нам сообщают, что из двух тысяч сотрудников центрального офиса записался только один. Это было, мягко говоря, неожиданно для нас. Мне было очень интересно посмотреть на этого человека. Мы поначалу немного растерялись, но потом решили, что отменять ничего не будем, попытаемся отлавливать людей на ходу.

Приехали, поставили у новогодней елки камеру, свет. В 11 часов пришел человек, который записался, говорит: «Это я. У меня на 12 назначено, все в силе?». Мы ему говорим: «Конечно, подходите, ждем вас». Он говорит: «Я пошел готовиться». И пошел. Он такой, очень ответственный оказался.

Дальше наши продюсеры пытались проходящих мимо сотрудников затащить в кадр, чтоб они сказали пару слов. Это было сложно, потому что мужчины отказывались: «Ну, я говорить не умею. Вон Иванова спросите, он хорошо у нас говорит». У девушек была обычная отговорка: «Я сегодня не очень хорошо выгляжу». И такой замкнутый круг, но все ходят - всем интересно - как акулы такие, передвигаются вокруг. У нас продюсеры - девушки боевые, смогли по-одному зазывать людей, уговорили трёх-четырёх, потом люди уже сами стали подходить.

Произошла очень интересная вещь. Она, наверное, естественная, но, мне кажется, она требует определенного внимания. Когда люди поняли, что это не страшно, а наоборот, интересно, у них началась некая творческая реализация. А это то, что нужно, то, что создает атмосферу и объединяет. Ролики получились очень эмоциональными. Их было шесть штук, и люди ждали, когда же эти ролики появятся на корпоративном телевидении.


Я считаю, что развивать творчество в сотрудниках - очень благодарная тема и очень продуктивная вещь, а корпоративное телевидение дает такие возможности даже на примере вот такого обыкновенного новогоднего поздравления.

История индустрии

Для сотрудников компании создаются короткие передачи об истории индустрии, в которой они трудятся. Если профиль компании, например, металлургия, то это история металлургии, если нефтехимия, угледобыча или авиация, то, соответственно, мы рассказываем об этом. В передачах используется кинохроника, фотографии, архивные материалы, люди знакомятся с материалами и понимают, что они часть этой большой истории, всей этой большой производственной системы.

Ролики создаются в коротком хронометраже. Каждый ролик раскрывает свой временной период. История индустрии служит хорошим материалом для корпоративного музея.


Программы личностного развития

Этот пласт программ Корпоративного ТВ направлен на внепрофильное развитие сотрудников. Компания-работодатель заинтересована в том, чтобы сотрудник был здоровым, позитивным и жизнерадостным. Именно для решения этих целей создаются подобные материалы. Это могут быть фильмы или мультфильмы, рассказывающие о здоровом образе жизни, о том, как можно распределять свое время и дома, и на работе, как можно отдыхать и т.п.


Программы могут быть и чисто просветительского характера: необычные факты из жизни известных людей, афоризмы, исторические даты и многое другое - все то, что не имеет прямого отношение к рабочей тематике, но может быть полезно сотрудникам для расширения кругозора.

Визитки отделов

Это один из моих любимых форматов. В компаниях много различных отделов, про каждый мы создаем свой ролик, показываем, чем живет каждый департамент. Как они работают, как совещаются, решают вопросы, какая у них атмосфера, традиции. Все это интересно. Отделы разные, и атмосфера в них разная. В итоге сотрудники видят, чем живут их коллеги, видят сходство и различия, видят общую картину компании.

Когда у компании много филиалов в различных городах, можно сделать визитки филиалов, при этом сотрудник филиала может показать и сам город. Получится такая экскурсия по городу. Сотрудник в регионе покажет свое рабочее место, свой офис, своих коллег, покажет знаковые места в своем городе, где он отдыхает, пьет кофе, катается на велосипеде.

Таким образом можно продемонстрировать, что компания имеет свою географию, это разные города, и там есть такие же сотрудники, все они выполняют одно общее дело.


Программы, описанные выше - это только небольшая часть возможного контента. Для корпоративного телевидения мы постоянно разрабатываем новые форматы по информированию и развитию внутренней культуры. Большую роль играет тип компании-заказчика, индустрия, сложившиеся традиции, география и прочее. Конечно же, индивидуальный подход всегда эффективнее типовых решений.

В корпоративном телевидении можно использовать любой материал, который отвечает задачам компании.

Еще раз повторюсь, что Корп.ТВ - это лишь способ распространения. Что и как показывать, чтобы эффективно решать конкретно ваши задачи, надо определять индивидуально.

Мы, как исполнители, видим следующие возможности корпоративного телевидения: Первая - информирование, и вторая - формирование корпоративной культуры.

Понятно, что только с помощью корпоративного телевидения нельзя обе эти позиции полностью решить. Если человек работает в какой-то не очень приятной ему атмосфере, то никакое видео ему не поможет, хоть экранами его обложи. Но я убежден, что корпоративное телевидение может быть удобным и эффективным дополнительным инструментом в решении этих задач.

Два принципа эффективности

Когда мы делаем проекты корпоративного телевидения, всегда сталкиваемся с ограничителями. Их два - задача клиента и восприятие зрителя .

Задачи клиента направляют нас в нужное русло, мы понимаем над чем работать: над информированием, корпоративной культурой, мотивацией или обучением. У клиента есть задачи, он тратит на это свои ресурсы, чтобы достичь результатов. Мы создаем инструмент для выполнения этих задач.

Второй ограничитель - восприятие зрителя. Контакт с аудиторией в корпоративном телевидении крайне невысок, человек может идти из своего кабинета, например, в столовую и, проходя мимо экрана, что-то увидеть. Его это либо зацепит, либо не зацепит, будет интересно или не интересно, понятно или нет.

Между этими ограничителями и надо выстраивать проект.

Для эффективной работы корпоративного ТВ мы придерживаем двух принципов: фокус и эмоциональная вовлечённость .

Фокус

В своих выступлениях я люблю показывать статичный кадр одной из первых наших работ по инфографике. Это пример того, как нельзя делать. В кадре много нечитаемых текстов и блеклый фон.


Такая концентрация информации сама по себе очень неэффективна, а уж в корпоративном ТВ просто неприемлема. Ну какой человек будет смотреть на экран и пытаться в этой куче информации разобраться? В дизайне лучше придерживаться принципа упрощения.

Есть хороший термин: «экология дизайна». Информация должна быть «экологичной» - простой и понятной. Необходимы основной визуальный объект и отсутствие лишних деталей.


Есть еще Фокус смысловой. Каждый ролик/фильм/сюжет на корпоративном ТВ должен выполнять свою конкретную задачу. От этой задачи зависит та информация, которая будет показана.

Не надо в один ролик вмещать все, что только можно. Пусть лучше их будет много, они будут небольшими, но они будут эффективными. Каждый из роликов будет нести свою мысль, и ход этой мысли будет очень четко выстроен. Тогда это будет работать. Мешать все в одну кучу ни в коем случае не надо.

Первая особенность и первое правило эффективности корпоративного ТВ - это фокус .

Эмоциональная вовлечённость

Как сделать так, чтобы корпоративное телевидение было интересным? Мы проанализировали контент со стороны восприятия сотрудником-зрителем и выявили следующие акценты.

«Актуально»

Информация должна быть актуальной. Сотруднику не так интересны общие федеральные новости или, например, новости из мира животных. Ему интересно то, что происходит в его компании. Самый рейтинговый материал на корпоративном ТВ - это новости компании.


«Про меня»

С точки зрения сотрудника информация должна подаваться следующим образом: сотрудник должен видеть, что то, что ему показывают - это про него. Он должен узнавать свою атмосферу, он должен узнавать своих коллег. Он должен понимать, что то, что ему показывают есть на самом деле.

Когда нам, например, по телевизору показывают одно, а выходишь на улицу - все по-другому, то тут возникает недоверие. Поэтому у сотрудника не должно возникать вопросов и подозрений, что ему показывают не то, что есть на самом деле. Он должен узнавать в этих материалах то, с чем знаком, и у него тогда будет личностное восприятие этого материала. Он будет верить этому.


«Участвую»

Я как сотрудник хочу иметь возможность участвовать в создании контента. Это самая моя любимая часть, хотя, с точки зрения бизнеса, она нам менее всего интересна, потому что это делают сами сотрудники у себя, без нашего участия.

Сотрудники сами выступают в роли ведущих программ, придумывают сценарии, делают спектакли, анонсы мероприятий, видеоблоги. Это полноценное корпоративное творчество.


Я в силу профессиональной деятельности вижу множество внутрикорпоративных роликов и могу с уверенностью сказать, что это эффективно. Мне, совершенно постороннему человеку, интересно смотреть эти ролики. Они могут быть сняты прямо в офисе на мобильный телефон, но при этом потрясающе решать задачи. Во-первых, потому, что контент создается собственными силами и с минимальными затратами. Во-вторых, люди творчески реализуются. В-третьих, такой контент создает позитивную атмосферу в коллективе и эффективно привлекает зрителей.

Люди должны испытывать эмоции по поводу того, что они видят. Им не должно быть безразлично.

Подведем итог. Есть два принципа эффективности корпоративного телевидения.

Первое - это «Фокус», он и визуальный, и смысловой.

Второе - «Эмоциональная вовлеченность».

Если при создании корпоративного телевидения учитывать оба этих понятия, то тогда вы сделаете эффективный продукт.

Измерение эффективности

Как производятся замеры эффективности, например, на Федеральном телевидении?

Есть две технологии. Первая: к телевизору телезрителя подключается приставка, и можно оценить, кто и что смотрит в данный момент. Второй вариант: сотрудники колл-центра обзванивают по городским номерам зрителей и уточняют, какой канал человек смотрит и что ему нравится или не нравится. На сегодняшний день других эффективных технологий нет.

Что касается измерений в корпоративном ТВ, то особенность заключается в том, что единственным инструментом определения эффективности является опрос сотрудников. Это может быть срез аудитории, например, в 5-10%.

Наши клиенты проводили такие измерения в виде анкетирования и прямого общения: оценивали общее впечатление от канала, доступность и актуальность информации, помогает или мешает корпоративное ТВ в работе и т.п.

Надо учитывать и то, что корпоративное телевидение позволяет в прямом эфире транслировать мероприятия, корпоративные форумы, учебные фильмы. Это даёт возможность сотрудникам в регионе видеть происходящее или проходить обучение дистанционно, что значительно сокращает затраты.

Эффективность видео-контента наиболее точно просчитывается при интеграции с Интранет-порталом компании. Можно понять, сколько человек посмотрело тот или иной ролик, какой из роликов самый популярный, полностью смотрели или до какой-то минуты, что понравилось, что нет.

Этапы создания

  1. Понимание коммуникативных задач компании. Что необходимо развивать/формировать с помощью корпоративного ТВ?
  2. Изучение исполнителем заказчика (структура компании, география, специфика работы, традиции, проблемные вопросы);
  3. Техническая часть проекта: точки вещания, частота обновления, администрирование системы, объём вещания, планирование запуска проекта;
  4. Создание концепции телеканала и тематических рубрик;
  5. Разработка графического оформления и автоматизированных шаблонов;
  6. Производство стартового контента;
  7. Тестовое вещание;
  8. Налаживание обратной связи со зрителем, аналитика, коррекция контентной части.

Пункт 8 желательно проводить регулярно. Также предпочтительно каждый год обновлять графическое оформление канала - это «освежает» восприятие.

Примеры

Эйрбас. Франция.

Одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире. У Эйрбас есть совершенно разные типы площадок:

  • Управляющая компания (офисы);
  • Конструкторские бюро и лаборатории;
  • Производство (заводы).

Эйрбас-ТВ объединило все площадки в единую сеть. Получилось, что персонал в офисе видит, что происходит на заводе и в лабораториях. А на заводе понимают, чем занимаются в управляющей компании. По корпоративному телевидению в прямом эфире показываются лётные испытания самолетов. Сотрудники компании, во многом благодаря Эйрбас-ТВ, понимают общую картину, видят, чем занимаются коллеги из других сегментов. Получается, что сотрудник, работающий в офисе, ощущает свою причастность к одному общему делу и в частности к тому самолету, который он видит на экране.

Домино пицца. США.

Вторая по величине сеть ресторанов пиццы в Америке. Руководитель компании, Том Монаган создал компанию в 1960-х годах. А уже в 70-х он создал необычный для своего времени проект.

В Америке всегда были очень развиты кабельные телевизионные сети. Том договорился с несколькими кабельными телеканалами и стал показывать своим сотрудникам закрытые для постороннего взгляда ток-шоу. Ведущим этих ток-шоу был сам Том. Один раз в месяц он становился перед камерой и рассказывал своим сотрудникам о компании, делился новостями, проблемами и достижениями, показывал новые рецепты пиццы и приглашал гостей. Это была живая разноплановая программа. Благодаря кабельным сетям ток-шоу могли видеть сотрудники даже самых отдалённых филиалов.

Сиско Системс. США.

Транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование. Сиско использует корпоративное телевидение для обучения сотрудников: лекции, видеопрезентации, лабораторные занятия в режиме он-лайн, интерактивное моделирование, компьютерные игры и т. п.

«Обучение - ключевой элемент общей стратегии Сиско, обеспечивающий развитие компании, - говорит директор отдела сертификации Сиско Системс Дон Филд. К многочисленным достоинствам программ электронного обучения Сиско относятся экономия затрачиваемых средств и сроков обучения, повышение гибкости персонала и воспитание нового поколения лидеров. Ежемесячная аудитория составляет 40 000 человек.

СИБУР.

Этот проект реализовала наша компания. СИБУР - крупнейший нефтехимический холдинг России. Обширная география производства.

В рамках проекта решены следующие задачи:

  • создание стилистики и программной сетки телеканала;
  • ежегодная смена оформления канала;
  • тематические рубрики и передачи;
  • съемки событий и интервью;
  • еженедельное обновление контента;
  • настройка и поддержка плэйлистов;
  • организация и проведение прямых эфиров.

За годы нашей работы было создано много интересных продуктов и форматов. Именно за проекты для СИБУР-ТВ мы получили наши первые международные награды.

Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия. Производство - Ривелти групп. Россия.

Проект Coca-Cola Hellenic TV Russia - объёмный, увлекательный, многогранный. Благодаря ему мы дополнили и обогатили наши умения, таланты и возможности. Например, было интересно работать над созданием концепции канала, разработкой перечня программ, созданием эмоциональных драйвовых решений в графическом и музыкальном оформлении роликов.

Много внимания пришлось уделить техническому решению трансляции контента в регионы: точки вещания у заказчика расположены в девяти часовых поясах. Ряд съёмочных материалов этого проекта также не дал нам скучать, наполнил нашу историю забавными ситуациями на площадках, научил работать с людьми, которым трудно выполнять творческие задачи перед камерой, но в кадре быть нужно обязательно. Этот проект мы с удовольствием воплотили в жизнь!

Организация выпуска корпоративных изданий

Имеется два варианта, по которым можно организовать выпуск корпоративного издания . Согласно первому варианту, можно привлечь стороннюю организацию (например, PR-компанию или агентство). Этот способ наиболее эффективен, если компания уже давно и плодотворно сотрудничаете с PR-компанией, специалисты которой знают бизнес данной компании, отрасль, готовили материалы о данной компании для массовых СМИ. По этой же схеме лучше работать компаниям, которые пока не желают создавать отдельные редакции внутри фирмы. Можно поручить PR-агентству сделать несколько первых номеров. Именно так, предпочтительнее, и поступают многие компании. Позже для компании возможен самостоятельный подбор сотрудников для редакции газеты, используя приобретенные рекомендации.

Согласно второму варианту, можно сделать издание собственными силами. К такому способу прибегает большинство компаний. В этом случае необходимо иметь в виду следующее: если компания желает получить качественное издание, то на работу в корпоративную газету должны набираться только профессионалы. Так понадобятся, как минимум, главный редактор, журналист, верстальщик, корректор и фотограф. При небольшом объеме издания можно ограничиться и одним сотрудником - он будет готовить все материалы. Однако верстку, разработку дизайна первого номера, подбор фотографий, корректуру все равно надо будет кому-то делать. Эту работу можно поручить внештатным специалистам или непосредственно типографии, где будет печататься издание.

В компании за выпуск корпоративного ресурса обычно отвечает служба по связям с общественностью. Если у издания основная ориентация на сотрудников компании, то к специалистам по PR присоединяется служба по работе с персоналом. Нередко открывают специальные вакансии сотрудников, занимающихся исключительно выпуском корпоративных изданий. Поэтому так часто стали появляться позиции, характерные для издательств, совершенно в других сферах бизнеса. А объявление: «Требуется редактор корпоративной газеты (журнала). Обязанности: планирование номера; работа с авторами; написание материалов в номер; обработка и редактирование материалов с мест; составление портфеля номера. Требования: высшее профильное образование; опыт аналогичной работы» - сегодня уже никого не удивляет.

На должность главного редактора корпоративного издания лучше всего назначить сотрудника организации. Он не должен становиться конкурентом топ-менеджеров в борьбе за умы людей, его задача - быть проводником мыслей и пожеланий руководства.

В качестве главного редактора могут выступать: директор по корпоративной политике (пример - группа агропредприятий «Ресурс»); PR-директор (пример - компания «Агрос»); директор по управлению персоналом (пример - кондитерская фабрика «Ударница»); менеджер по внутренним коммуникациям (пример - компания «Перекресток»).

Таким образом, структура редакции корпоративного издания может выглядеть следующим образом (рис. 1)

Рис.1. Структура редакции корпоративного издания.

В общем, за выпуск корпоративного издания в компаниях отвечает: PR-департамент компании; дирекция по продажам, маркетинговый отдел, отдел рекламы; внешний контрагент на условиях аутсорсинга.

Все чаще компании стали пользоваться аутсорсингом - использованием сторонних профессиональных услуг при издании СР. Вопросы общей концепции, содержания, распространения, а иногда и привлечения рекламодателей остаются в компании, а все остальное реализуется профессиональным специализированным агентством (дизайн, стилевое оформление, редактирование и корректура, работы по предпечатной подготовке и непосредственное полиграфическое исполнение). Специалисты компании только контролируют и оценивают деятельность профессионалов. Выбор агентства или студии определяется бюджетом, выделяемым для выпуска корпоративного издания. А он, в свою очередь, формируется на основе общих требований к изданию (насколько важны презентационные функции и, как следствие, качество печатных работ), читательской аудитории, предполагаемого тиража, расходов на распространение. Именно в целях уменьшения издержек корпоративные издания могут привлекать на свои страницы рекламодателей.

Выпуск издания – это затраты не только на работу редакции, но и на типографские услуги. Размеры этих затрат зависят от следующих параметров: тираж; формат (А5, А4 и т. п.); цветность; качество бумаги;объем (количество полос).

Необходимо поручить ответственному за выпуск корпоративного издания проанализировать стоимость печати корпоративного издания в зависимости от этих параметров. Стоимость выпуска корпоративного издания может включать в себя следующие затраты: формирование контента (работа редакции); верстка и макетирование; печать; доставка в компанию.

На основе полученных данных можно окончательно определить формат корпоративного издания, так как это является довольно принципиальным. Выбор формата корпоративного издания, в большинстве случаев, определяется газетой или журналом. Газета характеризуется большей актуальностью в подаче информации, более частой периодичностью и меньшей стоимостью. Журнал в сравнении с газетой - это аналитичность и основательность. Срок его жизни дольше, а периодичность меньше. В последнее время для корпоративных изданий все чаще выбирают журнальный формат, хотя большинство российских министерств и ведомств отдают предпочтение газете.

Журнальный формат (по сравнению с газетным) предполагает помимо серьезной работы по созданию содержательной части и больший объем дизайнерских работ. Так, если штат редакции газеты может состоять из трех-шести человек, то для подготовки журнала число специалистов придется увеличить.

Все средства массовой информации подлежат государственной регистрации. Однако если тираж издания не превышает 1000 экземпляров, делать этого не надо (ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Большинство компаний пользуются данной льготой и не регистрируют корпоративные издания. Как правило, в выходных данных они указывают тираж 999 экземпляров.

Некоторые компании в целях экономии выпускают одно издание и для сотрудников, и для клиентов. В этом случае корпоративное медиа теряет необходимый уровень доверительности. Редактор, зная, что оно попадет в руки клиентов, вычеркивает все, что не украшает действительность, и СМИ превращается в рекламный буклет.

Сегодня почти ни у кого не оставляет сомнений ответ на вопрос: издавать или нет корпоративный журнал или газету. СР, действительно, нужны. Правда, иногда это еще модно и престижно. Но и это неплохо, если не приводит к ситуации, когда изданий много, а содержания в них мало или вообще нет.

При организации выпуска корпоративного издания необходимо учитывать следующее.

Корпоративное издание должно обеспечивать связь как коллектива с руководством, так и руководства с коллективом. Кроме того, корпоративное издание должно способствовать появлению новых лидеров - привлекать внимание к тем, кто работает на наиболее ответственных участках, раскрывать их подходы к решению поставленных задач. Как показывает опыт, публикации обычно меняют отношение к сотруднику внутри коллектива.

Так же, корпоративное издание поддерживать инновации. К примеру, если в компании внедряется проектное управление, об этом должны узнать все.

Хотелось бы отметить, что для решения разных задач нужно использовать разные корпоративные издания.

В корпоративных изданиях объединенного банка регулярно присутствует информация, поданная в разных жанрах. В каждом выпуске корпоративного издания должны быть представлены сотрудники компании, рассказано об успехах предприятия, нужно публиковать обращения первых лиц, цифры и новости. Успехи компании - это любые достижения.

Каждый номер издания должен содержать обращение первых лиц компании, чтобы сотрудники понимали: люди, которые управляют бизнесом, близко. Обращение может иметь форму интервью или статьи, посвященной конкретному человеку либо команде. И, наконец, в корпоративном издании обязательно должны присутствовать цифры, которые необходимы для иллюстрации опубликованных сведений. Разумеется, вся информация в корпоративном издании должна быть свежей и актуальной.

Раньше у таких видео было три популярных сюжета: интервью с начальником, интервью с сотрудником, нарезка с корпоративов. В промежутках - «эффектный пролет» камеры по офисным коридорам. К счастью, такие сценарии остались далеко в двухтысячных. Мы решили посмотреть, какие сюжеты актуальны в корпоративных видео сегодня.

Эмоции

Mail.ru Group на прошлое 8-е марта выложила ролик про программистов и их мам, от которого даже у самых черствых людей навернутся слезы. Ролик решает сразу несколько HR-брендинговых задач. Во-первых, не останется никаких сомнений в том, что в компании с большим вниманием относятся к своим сотрудникам, а еще делают им приятные сюрпризы. Во-вторых, рассказывают про особенности работы программиста. В-третьих, показывают офис компании - современный и уютный.

Благотворительность

О благотворительности чаще рассказывают компании, для которых социальная значимость и польза для общества являются основой ценностного предложения (EVP) и производимого продукта или услуги. Это компании из сферы медицины, фарминдустрии, однако очень часто даже FMCG или ИТ-компании, в которых понятие корпоративная ответственность не простой звук, снимают ролики о том, как сотрудники компании помогают людям.

Сотрудники компании МЕДСИ в прошлом году участвовали в серии благотворительных забегов «Патрики бегут». И сняли об этом небольшой репортаж: видеонарезка, зажигательная музыка, пара слов о впечатлениях в конце - коротко и эффектно.

Компания «Яндекс» к своему 17-летию устроила благотворительную акцию по сбору детских игрушек (потому что 17 лет - уже не время играть в игрушки). В процессе успели снять и монтаж площадки, и моменты прощания с игрушками, и короткие интервью с сотрудниками.

«Один день в нашей компании»

Этот жанр - настоящий тренд рекрутинговых видео в России. В нашу подборку попали сразу три ролика на эту тему.

«Нетология-групп» презентует в клипе свой офис, а вместе с ним и процесс создания обучающих роликов, которыми занимается компания. От брифа и сценария - к съемке, монтажу и постпродакшену. Хорошо показан образ типичного сотрудника: все герои в клипе молодые, модные, явно хорошо разбирающиеся в современных технологиях люди.

Группа ВТБ сделала целый цикл рекрутинговых роликов на тему «Мой первый день», сняв «первый день» сотрудников различных подразделений: отдела рекламы, управления валютного контроля, IT-департамента и даже бухгалтерии.

«Аэрофлот» снял один день бортпроводницы. При этом компания показывает, насколько это непростая работа: сложный график, требовательные клиенты, необходимость всегда выглядеть идеально. Большой плюс ролика - детали ежедневной жизни бортпроводников. Они обязаны быть в аэропорте за 1,5 часа до вылета. В терминале первым делом надо пройти медосмотр. Перед вылетом команда собирается на короткое совещание. В отличие от ролика ВТБ с профессиональным ведущим, бортпроводница - не приглашенная актриса: может быть, ролик теряет от этого в эффектности, зато честно рассказывает о быте сотрудников компании.

Экскурсия по офису

Такой жанр по-прежнему актуален, если у вас действительно необычный офис. Например, он находится на Пхукете, как у Aviasales. Интересно, что ролик не создан по заказу компании, а опубликован в популярном видеоблоге: это отличный способ выйти на зрителей.

В этом же жанре свой ролик сняла ИТ-компания EPAM. Показали не только работу, но и развлечения, а завершили маленьким корпоративом. При этом экскурсия по офису содержит интригу, которая заставит досмотреть ролик до конца.

Флэшмоб

Неожиданный взгляд на ежедневную рутину сотрудников «Леруа Мерлен». Такие танцевальные флэшмобы были приурочены к открытию магазинов и проходили в нескольких городах.

«Я работаю на себя»

Макдональдс позиционирует себя как хороший старт практически для любой карьеры. В том числе и для финансиста. Хочется отметить профессионализм этого ролика: он отлично снят, в нем снимается профессиональная актриса, которая идеально подходит под типаж сотрудника Макдональдс.

Юбилей компании

Компании снимали и будут снимать ролики к юбилейным датам. «Одноклассники» к своему 9-летию сняли ролик в технике стоп-моушен: очень просто в реализации, очень эффектно в итоге.

Мы попросили Елену Емеленко, руководителя консалтингового центра HeadHunter, рассказать нам о рекрутинговых роликах, которые запомнились ей.

«За последние годы рекрутинговые видео стали качественнее, - уверена Елена. - Встречается больше нестандартных сценариев, например, ролик в виде полноценной короткометражки или интерактивный ролик с элементами геймификации. На Западе сейчас популярны интерактивные видео, когда нам не просто показывают ролик про компанию, а вместе со зрителем разбирают проблемную ситуацию. Если зритель выбирает неверное решение задачи, ему говорят, что такой тип решения или поведения не подходит для компании. И наоборот, если соискатель все делает правильно, ему предлагают участвовать в конкурсе на позицию. Такой ролик решает сразу несколько задач - и привлечение, и демонстрация особенностей компании, мини-экскурсия по офису или первый пробный рабочий день, а также отбор кандидатов.

Вот два отличных примера подобного интерактивного видео для HR-брендинга:

  1. Узнайте, смогли бы вы работать менеджером в AB InBev: http://www.ownyourfuture.ab-inbev.com/ .
  2. Проверьте, получится ли у вас стать надзирателем в британской тюрьме - National Offender Management Service Великобритании разработал для этого целый квест на специальном сайте http://www.nomscareers.com/ .

Из обычных видеороликов меня больше всего впечатляют те, которые заставляют порадоваться за компанию и сотрудников или даже прослезиться. В таких видео обычно показана эмоциональная история, а не просто набор штампов «компания-сотрудники-условия-праздники». Запомнился ролик Intel 2012 года. Тут с юмором и за минимальное время показали, чем сотрудники Intel отличаются от остальных.

Есть и более серьезные варианты: например, не просто ролик, а целый сериал о стажировке в компании сняла компания PWC.

Это конечно не бюджетный вариант, но для тех компаний, когда конкуренция за персонал невероятно велика и необходимо показать соискателю и преимущества, и отличия от других, сразу замотивировать его на работу и одновременно создать вирусный эффект, - такие мини-серии могут быть очень эффективным средством. Они начинают самостоятельно распространяться в пространстве, по сути, решая для вас задачу рекламы и анонсирования.

А какие рекрутинговые видео запомнились вам? Присылайте ссылки в комментарии.

В исследовании ресурса corpmedia.by и коммуникационного агентства PRCI. Storytellers выяснилось – среди сотрудников 100+ корпоративных изданий, которые выпускаются в Беларуси, только 60% четко представляют, какие задачи они должны решать. Эккаунт-директор коммуникационного агентства PRCI Кристина Крючкова поделилась опытом, как сделать корпоративное издание эффективным.

Предварительные результаты исследования корпоративных медиа (закончится в марте 2015, проводится путем онлайн-опроса) показывает: общий разовый тираж корпоративных печатных медиа по Беларуси составляет около 140 тыс. экз.

При этом 40% опрошенных специалистов, которые представляют то или иное издание, на вопрос о том, какие задачи стоят перед их медиа, либо не ответили, либо проигнорировали вопрос, либо не имеют представления, что надо говорить.

Эккаунт-директор коммуникационного агентства PRCI

Поделюсь наблюдениями и выводами, что происходит с корпоративными изданиями сейчас, и как специалистам, которые в них работают, выстроить эффективную коммуникацию.

Рынок корпоративных СМИ

В некоторых отраслях корпоративные издания есть почти у всех ключевых игроков. Например, в нефтехимической отрасли порядка 20 корпоративных изданий (ОАО «Нафтан», ОАО «Гродно Азот», основные сети АЗС). Подвох в том, что почти половина из них выходит «по инерции» - практически с тех пор, как на это был выделен бюджет. Это означает, что компаниям либо стоит закрывать издание, либо задуматься, чем оно может быть полезно.

Кроме того, корпоративных изданий становится заметно больше. С 2010 года белорусское информационное пространство увеличилось, по меньшей мере, на 40 корпоративных СМИ.

Пример. Около 7 лет назад в компании Itransition за короткий срок штат вырос до 500 человек. Это привело к ряду проблем и казусов - вплоть до того, что однажды генерального директора не узнали на ресепшн. Тогда стало понятно, что надо внедрять корпоративное издание, чтобы рассказать о компании в лицах и объяснить, какие у нее цели.


Кадр из фильма "Стажер" (2015). Режиссер: Нэнси Майерс

Рынок меняется. Многие издания начали менять формат. Долгое время целевой аудиторией многих корпоративных изданий были клиенты и сотрудники одновременно. Это неправильно, потому что контент для этих ЦА должен быть разным. Если издание для клиентов показывает картину мира с точки зрения компании, то газета или журнал для сотрудников - это о внутренних процессах, не для посторонних глаз.

Пример. Руководство Приорбанка в 2014 году реформировало свое корпоративное издание. Вместо общего журнала «Priortimes» было решено готовить два самостоятельных издания - журнал «Приоритеты» для клиентов и электронный журнал «Наши приоритеты» для сотрудников. Решение было удачным, это подтвердили отзывы читателей обоих изданий.


По опыту, корпоративные издания в Беларуси либо направлены только на сотрудников, либо смешанные. Очень немногие делают 2 издания - это требует много ресурсов.

Пример: печать газеты (600 экземпляров, 16 полос, формат А3) обходится примерно в $1 000, не считая зарплаты сотрудников (если их нанимают дополнительно).

Какие задачи должно решать внутрикорпоративное издание

Задачи не связаны напрямую с прибылью, но косвенно к ней относятся. Когда сотрудник понимает цели компании и воспринимает их как свои, то, разумеется, работает эффективнее и более ответственно.


Задачи для издания могут быть такими:

  • Удержание сотрудников
  • Повышение лояльности и вовлеченности
  • Закрытие вакансий за счет собственных сил
  • Усиление кросс-функционального сотрудничества

Пример. В газете ОАО «Пивзавод Оливария», Carlsberg Group есть постоянная рубрика, в которой сотрудники из разных департаментов развенчивают мифы о своей работе. В недавнем номере был большой материал о работе бизнес-аналитика - «8 мифов об аналитиках».


Узнавая внутреннюю кухню других подразделений, сотрудники получают четкое представление об обязанностях каждого специалиста в компании.

Как решать задачи эффективно?

Вовлекайте сотрудников в офлайн-активности . Стандартные рубрики (например, «Слово генерального директора», «Наши достижения», «Наши награды», «Турслет») - скучны, их не хочется читать.

Пример. Новогодний выпуск корпоративной газеты Itransition в 2015 году было решено сделать легким, без серьезного контента и профессионально ориентированных текстов.


Накануне корпоратива шестеро сотрудников встретились с Оксаной Князевой, основательницей бюро маркетинга и персонального брендинга Knyazeva Bridge , чтобы найти новые для себя образы. Оксана проработала имидж с каждым участником проекта, а в газете были опубликованы их фото.

Участники очень хорошо оценили идею.


Пусть издание будет и электронным, и печатным (если позволяет бюджет). На мой взгляд, наличие только электронной версии «тормозит» вовлеченность сотрудников. Многие сохраняют те выпуски, где написано о них, показывают родным.

Я знаю случаи, когда сотрудники делали подшивку корпоративных газет. Некоторые вешают вырезки из газет на стену. Их очень мотивирует возможность оказаться на страницах издания.

Кроме того, возможно, не у всех сотрудников есть компьютеры (например, у рабочих завода), чтобы делать для них массовую рассылку с электронной версией издания. И не на каждом мониторе удобно читать газетный текст.

Включайте прямую речь руководителя . Во время кризиса в состоянии стресса находятся многие, а слова руководителя могут дать необходимое чувство уверенности в завтрашнем дне. Сотрудникам надо знать, что руководство анализирует ситуацию на рынке, и что в компании открыто говорят о проблемах.


Пример. В прошлом году в Itranstion поменялся генеральный директор, и ее учредитель Сергей Гвардейцев открыто прокомментировал новое назначение в корпоративной газете. Он рассказал, почему это произошло и почему пост занял именно этот человек, чтобы не рождались слухи и не возникали ложные выводы. Это были слова, написанные им, а не PR специалистом.

Делайте это профессионально . Примерно половина корпоративных изданий в Беларуси выпускается усилиями штатных сотрудников компании (обычно это отдел маркетинга). В основном они справляются с задачей, но есть исключения:

1. Для некоторых это «обязаловка».

2. Задачу вменили человеку, не имеющему компетенций. Например, он не умеет писать интересные тексты или делать качественные фото, плохо владеет версткой.

3. Сотрудник перегружен и не может регулярно готовить издание.

Но зато никто не знает компанию лучше, чем ее сотрудники.

Кому отдать издание на аутсорс

Если внутренние ресурсы не позволяют готовить качественное издание, есть 2 выхода:

1. Услуги коммуникационного агентства . Оно работает с внутренними подрядчиками и комплексно отвечает за продукт.

2. Внештатники. Для выпуска газеты или журнала вам понадобятся услуги таких специалистов:

  • Копирайтер - от $800
  • Корректор - $100
  • Фотограф - от $300
  • Верстальщик/дизайнер - от $500

Цены указаны для небольшой газеты - 10-12 полос.

Вероятно, это может оказаться дешевле, чем работа агентства. Но достаточно сложно контролировать несколько разрозненных подрядчиков.

– одно из направлений деятельности Компас продакшн. В последние годы это одно из самых востребованных направлений на медиа-рынке и теперь уже скорее деловая необходимость, нежели мода.

Наряду с рекламой в СМИ корпоративные фильмы - одно из современных и весьма действенных средств коммуникации. Трудно переоценить значимость производства рекламного фильма для имиджа современной солидной компании. Этот формат позволяет наиболее полно рассказать о компании, ее целях и специфике деятельности.

Корпоративный ролик для известной компании ЮНИТ-Оргтехника отлично показывает все бизнес-качества и формирует имидж известного сервис-провайдера России. Предлагаем посмотреть видеофильм и оценить качество его исполнения:

Корпоративное видео Юнит-Оргтехника:

Корпоративный видеоролик "Красный Октябрь":

Студия Компас уже не один год снимает корпоративные фильмы, успешно демонстрирующиеся сотрудникам и партнерам. Ознакомиться с ними Вы можете в нашем .

Эффективность корпоративного фильма значительно выше, чем от любой другой рекламы, потом что он демонстрируется исключительно перед целевой аудиторией. Наглядность и информативность - его основные козыри. Создание корпоративного фильма выполняется для его показа на конференциях, собраниях, совещаниях, выставках, телевидении и многих других местах.

Корпоративные фильмы предназначены для аудитории внутри и вне компании. Зачастую деятельность управления компании (директора или управляющего) слабо известна всем его сотрудникам. Съемка корпоративного фильма очень важна для корпоративного духа сотрудников и пояснения миссии компании. Внутренняя аудитория в этом случае – сотрудники, персонал и акционеры компании. Внешняя аудитория - клиенты, реальные и потенциальные; инвесторы и деловые партнеры компании; госучреждения и чиновники.

Типы и задачи корпоративных фильмов

Корпоративный фильм называют также деловым или промышленным видео. Назвать его можно как угодно, важен результат, которого он помогает достичь. Прежде всего, это мощный медийный инструмент, используемый для достижения ряда задач, таких как:

  • Объемы продаж и их увеличение.
  • Презентация нового брэнда.
  • Адресная реклама.
  • Мерчендайзмент.
  • Создание имиджа компании.
  • Информирование клиентов или инвесторов о деятельности компании.
  • Обучение сотрудников компании.

Принято разделять видеопродукцию данного типа на следующие категории:

  • Презентационные фильмы
  • Учебные фильмы
  • Технологические фильмы
  • Видео-каталог
  • PR-фильмы
  • Стендовые фильмы

Разделение это отчасти условно, потому что один и тот же корпоративный фильм компании может выполнять сразу несколько функций или содержать в себе элементы, направленные на разную аудиторию. Сфера применения этих фильмов очень широка и потому съемка корпоративных фильмов занимает важное место среди заказов нашего продакшна.

Ознакомиться с образцами можно в .

Для осуществления заказа на производство корпоративного видеоролика Вы высылаете нам бриф. После анализа предоставленной информации, мы предоставляем Вам смету будущего видеоролика или фильма. Образец брифа можно получить, связавшись с нами любым удобным для вас способом.

– это то, что нужно каждой компании, которая собирается определённым образом позиционировать себя на рынке и в обществе. Если вы решили снять корпоративный фильм, то необходимо четко понимать цели и задачи, которые будет выполнять видеоролик. Изготовление корпоративного фильма преследует разные цели: реклама компании, производимой продукции, формирование имиджа, обучение сотрудников и клиентов, представление на рынке нового бренда, информирование общественности о деятельности компании.

Корпоративный ролик, снимаемый для увеличения объёма продаж, отличается от традиционного рекламного ролика прежде всего хронометражем. Корпоративное видео – это маленький фильм, героем которого становится продаваемый продукт.

Производство корпоративных фильмов – это то, что способно выделить компанию среди остальных, сделать её привлекательней и современней. Такой фильм даёт возможность информировать клиентов о деятельности компании удобным и привлекательным для них способом.

Производство корпоративного фильма для представления нового бренда нуждается в тщательном подходе к написанию сценария. Новые бренды появляются регулярно, и съёмки корпоративных фильмов производят для каждого из них. Выделиться здесь сложно, но необходимо.

Создание корпоративного фильма – это непосредственный процесс производства видео, который включает в себя подготовительный этап, написание сценария для фильма, съёмочный процесс, этап постпродакшна.

Съёмки корпоративного фильма – это этап, на котором получают материал для дальнейшей обработки. Съёмки корпоративных фильмов происходят как на территории компании, так и в павильонах с декорациями и зелёных студиях. Таким образом, изготовление корпоративных фильмов – это та сфера, в которой применение спецэффектов, компьютерной графики, разнообразных продакшн-технологий не просто оправдано, а рекомендовано. Особенно часто спецэффекты применяют, чтобы осуществить создание корпоративных видеофильмов для формирования нужного имиджа компании. С ними фильм выглядит более убедительно.