Таможенный кодекс евразийского экономического союза еаэс. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: разъяснение основных нововведений

Предусмотрена возможность отложенного определения таможенной стоимости.

Установлены сокращенные сроки таможенного оформления. Так, в частности, предусмотрена возможность выпуска товара через 4 часа с момента регистрации таможенной декларации.

В то же время отметим, что согласно проекту решения Совета Евразийской экономической комиссии " ", в отношении товаров для личного пользования, например, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию ЕАЭС, предполагается установить следующие лимиты.

Как следует из , в 2018 году не будут облагаться пошлиной товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица. В 2019 году стоимостной порог беспошлинного ввоза планируется снизить до 500 евро. В случае превышения указанных значений придется заплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. А уже с 2020 года пошлину придется заплатить, если стоимость международного почтового отправления превысит сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) его вес брутто превысит 31 кг. Обратите внимание: речь уже будет идти о каждом международном почтовом отправлении, а не об общей стоимости (весе) таких отправлений за месяц. Размер пошлины будет составлять 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

Новый, 2018 год станет знаковым в таможенной сфере для стран Евразийского экономического союза - с 1 января должен вступить в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Корреспондент БЕЛТА с помощью первого заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимира Орловского собрала в один материал основные нововведения, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Работа над проектом

Подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран – участниц интеграционного объединения.

«Работа была напряженной. Мы провели два этапа внутригосударственных согласований, в ходе которых сторонами было внесено более 2 тыс. поправок. Все вопросы мы отработали. Наиболее сложные рассматривались на заседаниях Совета ЕЭК и Евразийского межправсовета», – рассказал Владимир Орловский .

Он подчеркнул, что с самого начала работы над документом активное участие в процессе принимали представители бизнеса всех пяти стран – участниц ЕАЭС. «Это первый пример разработки столь серьезного и всеобъемлющего документа с настолько активным участием деловых кругов», – отметил первый заместитель Председателя ГТК.

В новый кодекс кодифицированы около 20 действующих международных договоров. «На протяжении последних шести лет были попытки внесения изменений в эти документы, что не всегда удавалось. Таможенный кодекс ЕАЭС включил в себя все необходимые изменения, устранив правовые коллизии и пробелы», – пояснил Владимир Орловский.

ТК ЕАЭС – это документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.

Структура нового кодекса отличается от действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза. Терминология и нормы согласованы с Договором о ЕАЭС. Кодекс включает 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения.

«Таможенный кодекс ЕАЭС – стратегически важный документ, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС», – заверил Владимир Орловский.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», – подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля – без участия сотрудников таможни»,

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров – до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров»,

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Таможенный контроль

Согласно новому кодексу, при проведении контроля таможенные органы будут исходить из принципа выборочности, а также использования системы управления рисками.

В Таможенном кодексе ЕАЭС сокращено количество форм таможенного контроля – с 12 до 7.

Также в документе заложены нормы, направленные на дальнейшее развитие системы посттаможенного контроля, позволяющие минимизировать контроль на этапе оформления и проверять отдельные сведения в дальнейшем.

Таможенные процедуры

В ТК ЕАЭС заложено единое описание всех таможенных процедур и единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также завершение, приостановление и прекращение их действия, что создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В документ включены положения о таможенных процедурах свободной таможенной зоны и таможенного склада, которые сейчас регулируются отдельными международными соглашениями, а также о специальной таможенной процедуре, она на данный момент регулируется решением ЕЭК.

Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей. «По действующему кодексу такие товары могут использоваться только на территории государств, где оформлен товар. После вступления ТК ЕАЭС их можно будет использовать на всей территории союза», – пояснил Владимир Орловский.

Таможенный транзит

«Беларусь – транзитная страна, 70% партий товаров ввозится в наше государство с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита», – отметил первый зампред ГТК.

Так, одно из нововведений – возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа без предоставления бумажного варианта. Электронный документ может использоваться при уведомлении о прибытии товара, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии. «Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, перевозчик сможет их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления этих сведений, например, от иностранного отправителя. Это особенно важно, когда товар следует в выходные дни, в ночное время. Сейчас, если какого-то документа нет, необходимо ждать, пока начнет работать фирма-отправитель», – рассказал Владимир Орловский.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена такая инновация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте назначения до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. «Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, то декларантом сможет являться одно лицо, которое один раз задекларировало товар», – пояснил он.

Новым кодексом закреплена возможность в национальном законодательстве применять так называемую бестранзитную технологию. «Элементы этой технологии мы уже применяли, но в порядке эксперимента. Теперь мы можем это делать на постоянной основе и в отдельных случаях перемещать товар по территории страны без помещения под процедуру транзита. Речь в первую очередь идет о перемещении товаров в пограничные транспортно-логистические центры», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, документом закреплены отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. Таким образом, унифицированы подходы таможенного и транспортного законодательств. «Ранее транспортное законодательство позволяло осуществлять такие перевозки, таможенное – не позволяло. Применение этой нормы позволит сократить количество так называемых пустых ходок и по полной использовать транспортные средства при перемещении по территории Союза», – рассказал первый зампред ГТК.

Свободная таможенная зона

По словам Владимира Орловского, существенно переработаны положения о процедуре свободной таможенной зоны. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. «Т.е. если не все операции можно провести в свободной экономической зоне, а нужно ехать на какое-либо предприятие, такая возможность появится без закрытия процедуры транзита, уплаты платежей. Нужно будет уведомить таможенный орган, вывезти товар, завезти обратно и продолжать переработку», – пояснил он.

Не менее существенное новшество – возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются на строительство зданий на территории СЭЗ, на ремонт оборудования. Ранее товары, которые были использованы, продолжали стоять на контроле. Новый кодекс позволит снимать такие товары с контроля без таможенного декларирования.

Кодексом урегулирована еще одна проблема отечественных резидентов СЭЗ: разрешена передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иным лицам для технического обслуживания, ремонта либо проведения испытаний. Ранее нужно было закрывать процедуру. «Это поспособствует созданию дополнительных комфортных условий для осуществления резидентами СЭЗ своей деятельности без необходимости прибегать к обременительным процедурам», – заверил Владимир Орловский.

В Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплены нормы, которые позволяют белорусским СЭЗ на отдельных участках в некоторых регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых зон.

Кроме того, кодексом предусмотрено создание в государствах еще одного вида зон с особым правовым статусом – так называемых территориальных свободных экономических зон. Это зоны с наибольшими упрощениями, но количество таких зон в каждом государстве регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС. Для Беларуси определена возможность деятельности двух таких СЭЗ, для России – трех, для Армении, Казахстана и Кыргызстана – по одной. По словам Владимира Орловского, с одной зоной Беларусь уже определилась. Это будет территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Какая территория будет второй, еще предстоит установить.

Деятельность в сфере таможенного дела

Новым кодексом усовершенствована деятельность лиц в сфере таможенного дела. Так, в случае если лицо, осуществляющее деятельность в качестве таможенного представителя или таможенного перевозчика одновременно будет являться уполномоченным экономическим оператором, то финансовая гарантия будет предоставляться однократно, а не по каждому виду деятельности. Это снизит финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования.

Для таможенного представителя уже принято решение о снижении финансовой гарантии с 1 млн до 500 тыс. евро.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС – 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО – 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане – по 3, в Армении – 2», – рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, – рассказал он. – Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие – около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первый зампред ГТК подчеркнул, что два года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС субъекты хозяйствования, имеющие статус УОЭ в настоящее время, смогут пользоваться всеми теми упрощениями, которыми пользовались до 1 января 2018 года. Плюс упрощением, касающимся доставки товаров с границы на территорию своего предприятия. Чтобы использовать остальные упрощения, необходимо будет перерегистрироваться и получить статус одного из видов. Кстати, максимальные упрощения предусмотрены для третьего типа.

Особенно важно то, что со вступлением ТК ЕАЭС в силу упрощения, связанные со статусом УЭО, субъект хозяйствования сможет использовать на всей территории союза, а не только в стране, где он этот статус получил. Но такой возможностью смогут пользоваться только те компании, которые получили статус или перерегистрировали его после 1 января 2018 года.

При этом изменится порядок включения в реестр УЭО. «Т.к. статус будет действовать не только на территории своего государства, в кодексе заложены механизмы, по которым каждая страна сможет осуществить свой контроль в отношении того, кого планируется включить в реестр. Эта процедура несколько увеличит сроки принятия решений», – пояснил Владимир Орловский.

Также кодексом предусмотрено поэтапное снижение суммы финансового обеспечения, наличие которой является условием включения в реестр УЭО. Если сейчас такое обеспечение 1 млн евро, то в течение шести лет оно будет снижаться до 150 тыс. евро. «Срок нахождения в статусе действующего УОЭ будет засчитываться в этот период, поэтому у наших уполномоченных, которые долго пользуются статусом, преимущество можно будет ощутить в ближайшее время», – рассказал первый зампред ГТК.

Кроме того, новым документом предусмотрен альтернативный вариант обеспечения – подтверждение финансовой устойчивости организации. ЕЭК разработана система оценки финансовых показателей. Если предприятия будут им соответствовать, им не нужно будет вносить обеспечение.

Правовые акты в развитие кодекса

Чтобы кодекс заработал в полную силу, необходимо принять пакет решений Евразийской экономической комиссии по вопросам, которые документом отнесены к ее компетенции, а также урегулировать ряд отсылочных норм, отправленных для определения на национальном уровне.

Что касается ЕЭК, все первостепенные решения, а их 28, приняты.

«После того, как в апреле белорусской стороной был подписан Таможенный кодекс, мы разработали проект указа, в котором реализовали ряд отсылочных норм. Над данным документом, как и над проектом кодекса, мы работали в тесном взаимодействии с бизнесом. Долго его обсуждали, у нас было несколько вариантов. В итоге постарались максимально учесть интересы бизнеса в тех пределах, которые нам разрешает Таможенный кодекс», – отметил Владимир Орловский. По его словам, окончательный вариант согласован большинством госорганов, сейчас документ находится на завершающей стадии согласования.

Владимир Орловский констатировал, что проект указа содержит около 80 норм прямого действия. Кроме того, 20 вопросов отнесены к компетенции Государственного таможенного комитета, 10 – к вопросам Правительства. Также проектом указа вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами и ряд других.

«В настоящее время разработан проект постановления Совета Министров, который дальше детально определяет нормы не только кодекса, но и проекта указа. В ближайшее время мы вместе с госорганами и бизнесом работу над документом завершим», – сказал Владимир Орловский.

Таким образом, была проделана комплексная работа по адаптации нового кодекса в условиях применения национального законодательства. «Эта работа будет продолжена. В следующем году стоит задача разработать новую редакцию Закона «О таможенном регулировании», в котором будут прописаны отсылочные нормы Таможенного кодекса ЕАЭС», – сказал первый зампред.

Нормы беспошлинного ввоза

Одним из решений, отнесенных Таможенным кодексом ЕАЭС к компетенции ЕЭК, стало определение норм беспошлинного ввоза товаров. Весь 2018 год будут действовать существующие нормы – беспошлинно можно будет ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг.

В дальнейшем будут поэтапно снижаться весовые и стоимостные лимиты беспошлинного ввоза товаров в сопровождаемом багаже любым видом транспорта, кроме воздушного. С января 2019 года они снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг соответственно, с 1 января 2020-го – до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг. Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа по-прежнему можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг.

В концепцию поэтапного снижения лимитов попали и товары, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком, в том числе покупки в зарубежных интернет-магазинах. Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019 года в течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин, налогов можно будет заказать товары на общую сумму до 500 евро и весом не более 31 кг. С 1 января 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. При этом будут сняты все ограничения по времени и количеству заказов.

Кроме того, вместе с нормами беспошлинного ввоза с 1 января 2020 года будет существенно снижена величина таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы, то уже в 2020-м – 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.

При этом на откуп национального законодательства отдана возможность введения дополнительных ограничений, снижающих нормы беспошлинного ввоза. «В Беларуси решение по данному вопросу планируется принять в ближайшее время», – сказал Владимир Орловский

В настоящее время в странах ЕАЭС действуют разные нормы. В Казахстане, Кыргызстане и России порог беспошлинного ввоза составляет 1 тыс. евро, в Армении – 200 тыс. драм (около 350 евро), в Беларуси – 22 евро.

Магазины duty free

Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что товары в магазинах duty free можно будет покупать не только при выезде, но и при въезде в ЕАЭС.

«Новая норма: товары в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться не только при выезде физлиц из страны, как действует сейчас, но и при въезде в ЕАЭС. Но кодексом такая возможность прописана только в аэропортах и морских портах», – сказал Владимир Орловский.

При этом первый заместитель председателя ГТК обратил внимание, что кодексом предусмотрена норма, согласно которой в магазинах, расположенных на въезд, алкоголь и табак будут продаваться в установленных нормах беспошлинного ввоза. «Т.е. не любое количество, как при выезде, а только в рамках беспошлинного ввоза. Если, например, норма беспошлинного ввоза алкоголя 3 л, значит, не более 3 л», – пояснил он.

C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов - таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора - категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран - членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

В отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

Часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой - шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии - это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК - возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

Вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее 1 июля 2017 года.

ТК ЕАЭС включает 9 разделов и 61 главу. А в приложениях содержатся порядок взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.

В чем отличие получения налоговых вычетов по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС по сравнению с остальными случаями импорта? Узнайте ответ из материала "Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС)" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

В числе основных новшеств: электронное таможенное декларирование, а также наделение Евразийской экономической комиссии правом устанавливать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Напомним, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международная организация региональной экономической интеграции, выступающая субъектом международных отношений,

Аннотация
В данной статье рассмотрено вопросы таможенного регулирования торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза. Раскрыто особенности Таможенного кодекса ЕАЭС в части регулирования торговли нефтью и продуктами нефтепереработки. Рассмотрено вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Ключевые слова: таможенное регулирование, торговля нефтью и нефтепродуктами, Таможенный кодекс ЕАЭС, регулирование рынка нефти и нефтепродуктов
В течение последних нескольких лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений 2016 — начала 2017 года в сфере таможенного регулирования было направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования. В частности, странами-членами Евразийского экономического союза был подписан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу не ранее 1 июля 2017 года. Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией.
При формировании в 2010 г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана была создана единая таможенная территория, а товары из третьих стран стали облагать таможенными пошлинами на границе ТС. Одновременно каждый участник оставил за собой право самостоятельно определять размер экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, которые взимаются при экспорте в третьи страны и не уплачиваются при торговле между участниками интеграционного объединения. Таможенное регулирование торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза ныне реализуется на базе двусторонних и многосторонних соглашений. Однако 11 апреля 2017 года в Москве был подписан Договор о создании Таможенного кодекса ЕАЭС, который вводит на территории союза единые нормы и принципы таможенного регулирования.
Вступление документа в законную силу произойдет только после проведения всеми странами участницами комплекса внутригосударственных процедур, ориентированных на введение общего механизма регулирования торговых отношений между странами (в том числе и по торговле нефтью). Ориентиром для введения документа в законную силу установлено 1 июля 2017 года.
Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из 9 разделов и 61 главы. Он содержит не только правила перемещения товаров через границы государств-членов союза, но также и порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.
В общем виде регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС основывается на соблюдении баланса экономических интересов стран-участниц и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов;
антимонопольное регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
налоговое регулирование;
регулирование срочного рынка (биржевого и внебиржевого);
техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
В рамках указанных направлений предусмотрены принятие нормативно-правовых актов странами-участницами ЕАЭС, формирование государственной политики, направленной на создание условий функционирования общих рынков нефти, координация реализации совместных проектов специальными межгосударственными органами регулирования.
Что касается вопросов таможенного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов, то согласно нормам товарной номенклатуры ВЭД, используемой в рамках ЕАЭС эти продукты отнесены к группе 27 («Минеральные продукты»), которые включают в себя:
2709 ТН ВЭД — сырую нефть и нефтепродукты;
2710 ТН ВЭД — продукты переработки нефти, содержащие не менее 70% нефтяного сырья, а также отработанная нефть (нефтепродукты, непригодные для дальнейшего использования, шлам, водные эмульсии и смеси).
Нефть и нефтепродукты, отнесенные к товарным группам 2709-2710 ТН ВЭД, в пределах союза регулируются такими тарифными методами, как:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
4) таможенные сборы.
Все перечисленные выше платежи определяются национальным законодательством стран-участниц. Так, на территории РФ с таких товаров не взимается акцизный налог, однако они облагаются НДС по ставке 18%.
Согласно положениям нового Таможенного кодекса ЕАЭС, ориентированного на упрощение процедур торговли между странами. Кодекс предусматривает, в частности, следующие изменения:
упрощение таможенных операций;
введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях;
новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора (далее – «УЭО») – категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.
в соответствии с Кодексом УЭО будут классифицироваться по трем категориям в зависимости от установленных критериев, перечень упрощений по которым будет различаться;
предусматривается возможность принятия таможенными органами предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости при условии, что соответствующие положения установлены законодательством государств-членов ЕАЭС.
В связи с тем, что возможность выдачи предварительных решений поставлена в зависимость от изменения соответствующего национального законодательства, в настоящий момент трудно предсказать, будут ли на практике выдаваться такие решения.
Таким образом, новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран- членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС.
В результате упрощения таможенных операций, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров, что, с большой долей вероятности, потребует от бизнеса усиления процедур внутреннего контроля за таможенными операциями в целях снижения потенциальных таможенных рисков.
Стоит отметить, что в настоящее время в рамках ЕАЭС базой для исчисления ввозных и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов выступает физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. При этом величина ставок таможенных пошлин определяется правительственными органами стран-участниц.
Важно обратить внимание на то, что ввиду выделения в рамках ТН ВЭД всего двух групп товаров — 2709 и 2710, ставки экспортных и импортных таможенных пошлин не различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов — бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др. Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС
Код ТН ВЭД Категория товаров Размер пошлины (% от стоимости товара)
2709 00 900 1-2709 00 900 9 Сырая нефть 0
2710 12-2710 20 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых, содержащие более 70% нефти 5
2710 12 250 1 Нефтепродукты с содержанием менее 70%, но более 55% нефти 0
Помимо таможенных пошлин на территории стран-участниц ЕАЭС ныне взимаются таможенные сборы в рамках сделок по торговле нефтью, которые, как предполагается новый Таможенный кодекс союза пересмотрит их, ввиду существенных различий между странами.
В Белоруссии установлено наибольшее количество видов таможенных сборов (5), что обусловлено жесткой экономической политикой и высокой степенью регламентации таможенного регулирования, а также стремлением к получению действенного источника пополнения доходной части государственного бюджета.
Наименьшее число сборов — в Кыргызстане. Их всего два: за совершение таможенных операций и за таможенное сопровождение. Примечательно, что эти же виды таможенных сборов определены и в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами) представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами)
Страны Армения (гл. 18) Беларуссия (ст. 101) Казахстан (ст. 116) Киргизия (гл. 33) Россия (ст. 123)
Количество и виды таможенных сборов, из них: 4 5 3 2 3
1. за совершение таможенных операций; + + + + +
2.за таможенное сопровождение; + + + + +
3. за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию +
4. за принятие пред-варительного решения — + + (плата) — —
5.за хранение + — — +
6.за включение в реестр банков организаций, признанных таможенными органами гаранта ими уплаты таможенных платежей +
7.за предоставление таможенным органом документа (бланка) +
При этом они устанавливаются ровно на один календарный месяц, после чего пересматриваются или продлеваются. Такая практика обусловлена крайне неустойчивой ситуацией на мировом рынке нефти, в том числе в вопросах конъюнктуры и ценообразования. Указанные принципы формирования таможенных тарифов стран-участниц ЕАЭС сохранятся вплоть до конца 2023 года.
В настоящее время ведется работа по выработке новых условий поставки нефти и нефтепродуктов между странами-участницами союза, которые затрагивают вопросы пересмотра квот, таможенных пошлин и сборов. Эти аспекты учтены при составлении Таможенного кодекса ЕАЭС.
В направлении же практической реализации мероприятий по развитию общего рынка нефти и нефтепродуктов, который начнет свою работу в 2025 году, важно провести анализ его влияния развития рынка нефтепродуктов в странах-участницах ЕАЭС на перспективы их сотрудничества в нефтеперерабатывающем секторе.
Особого внимание заслуживают вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Выработка единых правил в отношении торговли товарами категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС положительно повлияет на региональный рынок нефтепродуктов, поскольку они учитывают интересы всех участников экономического союза — как импортеров, так и экспортеров углеводородов.
При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают такие рекомендации, как:
упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов в пределах внутренних границ ЕАЭС;
достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС углеводородами, что приведет к формированию баланса между спросом и предложением, сформирует сбалансированную конъюнктуру и обеспечит условия для справедливого ценообразования;
оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов может стать основой развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе (например, дочерние предприятия «Газпрома» в Казахстане и Кыргызстане приобрели десятки земельных участков из фонда государственных земель для постройки сети автозаправочных станций);
унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС в рамках внешнеэкономической деятельности позволит активизировать товародвижение и развить торгово-экономическое сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического союза.
Приведенные выше мероприятия могут привести к выравниванию цен на нефть и продукты переработки нефти, что актуально для развития национальных экономик в условиях нестабильных цен на мировом рынке нефти.
Особое внимание следует уделить унификации нормативно-правовой базы стран-участниц ЕАЭС: она должна следовать по пути формирования конкурентоспособных экономик, а не ограничения бизнеса. При этом формирование единого Таможенного кодекса должно обеспечить устранение системы посредников в сфере реализации товаров категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС и формирование прозрачного механизма ценообразования.
В общем виде нефтяной рынок Евразийского экономического союза имеет благоприятные перспективы при условии внедрения:
единых налогов и тарифов на энергоресурсы;
единых ставок экспортных пошлин.
Все тарифы должны согласовываться на уровне единой комиссии ЕАЭС или иного наднационального органа подобного рода. В дальнейшем такие решения должны ратифицироваться в рамках национального законодательства.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в 2017 году был принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который ныне находится на стадии ратификации национальными органами государственного управления. В нем оговариваются и вопросы таможенно-тарифного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов через территорию ЕАЭС. При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов, достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС, оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов, унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС. Максимально эффективное интеграционное сотрудничество России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана в рамках ЕАЭС гарантирует ощутимый интеграционный эффект (11,6%), который может быть достигнут при условии повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности стран-участниц, формирования совместных нефтеперерабатывающих предприятий, совершенствования механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов, движения товаров и процедуры налогового декларирования.