Ликвидация внутренних таможен — Актуальные Аспекты. Возврат и отмена таможенной пошлины Ликвидация внутренних таможенных пошлин при ком

В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система , основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.

Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики. Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам — родинам императорских фаворитов. Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф , отменяющий протекционистскую политику Петра I.

Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем. Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России. Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).

Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен , на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.

Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.

Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.

Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:

  • борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
  • недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
  • создание эффективного источника пополнения казны.

Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.

Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.

Однако в документе, подготовленном П.И. Шуваловым, не было определено, каким образом граф планирует возместить убытки, полученные казной от уменьшения уплаты сборов.

Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».

В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».

Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».

В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся. Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.

Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов . Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.

Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года .

Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой .

В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.

Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.

К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.

Для удобства взимания единой новой пошлины на товар иностранного производства (или вывозимый за границу) в 1754 году был издан табель «нормальных цен», согласно которому и производился сбор налога. Также отменен был прежний тариф, по которому пошлины взимались золотыми деньгами: для практичности новый сбор взимался «ходячими деньгами».

Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века , а во Франции — в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов .

Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.

Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов. В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества. Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.

Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары. «Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи. К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.

Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.

Также устав окончательно утверждал полную отмену таможен внутри страны и, соответственно, взимания внутренних таможенных сборов с населения.

Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.

Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Текущая страница: 14 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

56
1726 год. Внешняя торговля России

Приведенные материалы позволяют выяснить состав экспортных и импортных товаров, проследить связь между развитием отечественной промышленности в годы петровских преобразований и вывозом изделий русских мануфактур, а также оценить внешнеторговый баланс страны в целом.

* * *

Вывоз товаров


Ввоз товаров



СПб., 1859. Ч. 3. С. 23–25.

57
1731 год, 16 июня. Указ о свободной торговле всякого звания иноземцам в России с уплатою положенной с товаров пошлины

(печатается в сокращении)


В годы правления императрицы Анны Иоанновны в торговой политике произошли изменения. Указ от 16 июня 1731 г. ставил в одинаковые условия отечественных и иностранных купцов, что создавало преимущества для последних. Помимо этого Таможенный тариф 1731 г. значительно снизил пошлины на ввозные товары.

* * *

Указали Мы, по доношению Нашего Правительствующего Сената и Нашей Комиссии о коммерции, по силе старого торгового 717 года уставу, иноземцам, как от портов так и от границ с товарами везде позволить, а каким образом, о том объявлено в следующих пунктах, которые напечатав, публиковать и по оным исполнять непременно и сообщить к таможенным уставам. Дан в Москве июня дня 1731 года.

1. Всем и всякого звания иноземцам как от портов, так и от порубежных городов, где свободной приезжим людям торг назначен и пограничные таможни определены, заплатя тамо настоящую по тарифу пошлину, ежели пожелают те свои товары везти в Москву и в другие города, тем дается воля прямо ездить в Москву и в другие города, заплатя за такой вольной впуск в портах и на границе при отпуске товаров толикое число проезжей пошлины, поскольку с российских подданных в городах при продаже берется <…> а когда такие товары при привозе и по объявлению и досмотре таможенном в городах продадут, то уже ни какой пошлины с них взято не будет, но одна аксиденция за досмотр на содержание таможен.

2. Те товары вольно продавать оптом, кипами, ящиками, или большими стаями, а врознь половинками, штуками, весовое фунтами и пудами продавать по прежнему запрещается под штрафом <…> понеже такого розничною продажею пользуются граждане.

3. Им же иноземцам дается воля изпродав свои товары, с таможенным объявлением, и с запискою купить в тех Российских городах у купецких людей российские товары стаями, а не врознь же, и отпускать к портам, также и за границы чрез те города, которые к свободному проезду назначены.

4. При отпуске таких товаров в городах должны заплатить внутреннюю пошлину, какую российские подданные платят <…>

5. При сем изволении всем иноземцам запрещается российские товары, кроме купцов, у разночинцов и у крестьян, кои не имеют позволения в торгах, явным и тайным образом не скупать и не подряжать и денег и товаров наперед под образом долгу не давать, и под именем россиян к портам и границам не отпускать, и оттуда своих для кражи пошлин не привозить, также перепродаж (то есть свой товар испродав и другаго накупя, здесь же продавать станет) отнюдь того чинить не дерзать под потерянием всех таких товаров и денег по особому о том уставу.

6. Впрочем, что в порядочном торгу касается до осмотров, и с которых отправления и дачи пашпортов, в том во всем поступать по уставам таможенным, никого как иноземца так и русского неразличая.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VIII. № 5806.

58
1753 год, 20 декабря. Указ об отмене внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов

(печатается в сокращении)

К середине XVIII в. в России существовало около двух десятков различных внутренних таможенных пошлин. Бурное развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли требовало от правительства активной экономической политики в части обеспечения интересов отечественного крупного купечества и дворянского предпринимательства. Сохранение внутренних таможенных пошлин оказывало отрицательное влияние на динамику развития национального рынка.

Разработчиком реформы был видный деятель елизаветинского царствования П. И. Шувалов. 18 августа 1753 г. он подал «записку» в Сенат о денежных сборах, которая была одобрена и представлена императрице Елизавете Петровне. 18 декабря 1753 г. она утвердила доклад Сената, который вошел в основу именного указа. Отмена внутренних таможенных пошлин способствовала развитию капиталистических отношений в России. При этом следует иметь в виду, что снижение государственных доходов вследствие отмены внутренних пошлин возмещалось за счет повышения пошлин с экспортно-импортных товаров.

* * *

Объявляем во всенародное известие <…> Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутрь государства таможенных пошлин происходят отягощения подверженным к платежу оных, хотя они без наказания по изследовании не оставляются, но пресечения не видно, а всегдашние приметки, грабительство и воровство, а оттого следствии комиссии так умножаются, что учрежденным местам для расправ и судов настоящих дел течение пресекают, купечеству ж помешательство в торгах, перебойка товаров и прочие убытки следуют; то как для сего, а особливо, дабы народ в лучшее состояние и силу пред нынешним привести, положенной в подушной оклад, и как оной, так и всякого звания людей, который следующим платежам подвергнут, из Нашей Императорской милости к народу и любви отечеству, верноподданных Наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов, то есть:

1. таможенных, с товаров, с хлеба и со всяких съестных припасов, с сена и с дров и с прочего, что в Москве в большую, померную и мытенную, також и в других городах в таможни сбиралось (кроме конских пошлин); 2. с найма извощиков и с плавных судов десятой доли, и с извозу; 3. с клеймения хомутов; 4. с мостов и перевозов (кроме Санктпетербурга); 5. вместо валешных подымных; 6. с подпалых и палых лошадиных и яловичных кож и с скотины; 7. привальных и отвальных; 8. с яицкой рыбы десятого сбора; 9. канцелярских мелочных; 10. с ледоколу и с водопою; 11. с четвериков померных; 12. с продажи дегтя; 13. с весов весчих товаров; 14. с каменного жернового промысла и горчечной глины; 15. с приезжих грамот печатных, которые сбираются в казанской таможне с приезжих торговых людей при объявлении выписей; 16. вычетных у винных подрядчиков и у объявителей за домовыми расходы недонимаемых по записям таможенных пошлин; 17. с таможенного письма.

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего Нашего установления верноподданному Нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушный оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных), уничтожить, а как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, более ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные Наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные Наши российские купцы внутри государства Нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те Наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платить будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Кто из Наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе…

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10.164.

59
1754 год, 13 мая. Указ об учреждении Государственного заемного банка

(печатается в сокращении)


Указом от 13 мая 1754 г. в России были созданы Дворянский и Купеческий банки для оказания экономической помощи дворянам и купцам. В дешевых кредитах особенно нуждалось дворянство, которое, по мнению правительства, должно было использовать эти средства на рационализацию своего хозяйства. Поэтому указ в большей степени отражал интересы дворян, нежели купцов, для которых условия кредитования были менее выгодными, а сама возможность кредитной операции была ограничена ведением торговли только через порт Петербурга.

* * *

Объявляется во всенародное известие. Многие российские Наши подданные, а более из дворянства, имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, которой против взятья денег в полтора или вдвое стоить может; выкупить же чем на положенной срок не может исправиться, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по 10, но и по 15 и по 20 процентов, чего во всем свете не водится: а иные есть и такие безсовестные грабители, что по прошествии срока и малых дней положеннаго заклада, хотя б и деньги приносил, не отдают; а другие вымышленно обнадеживая, незапискою закладного имения продолжают, и по сроке заложенныя деревни за собой записывают; и тако в малых деньгах великаго закладу лишаются. Того ради всемилостивейше повелели Нашему Сенату, для уменьшения во всем государстве процентных денег, учредить Государственные банки из казны Нашей, первой для дворянства в Москве и в Санктпетербурге, второй для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, в знатной сумме <…> а при раздаче российскому дворянству <…> брать по шести процентов с рубля в год, а не более, и раздавать оныя тем, кто в заем потребует, а именно: каждому от 500 до 10 000 рублей, а более того числа, и в другой ряд, пока он взятую сумму не заплатит сполна, одному, хотя б и требовать стал, не давать. <…>

2. Кто из российских же дворян потребует в заем денег, и объявит под заклад недвижимое имение, села и деревни с людьми и крестьяны и со всеми угодьи, тогда те недвижимыя имении, села и деревни с людьми и со крестьяны и со всеми угодьи под заклад принимать, счисляя мужеска полу на 500 рублей по 50, а на 1000 рублей по 100 душ <…>

3. Кто из российских же дворян требовать будут в заем денег, и объявят, что сколько им в заем денег потребно, и на такую сумму за ними недвижимаго имения нет, а объявят, что в той сумме будут по них поручители, люди знатные и пожиточные; и те люди в займе денег в поруках по них быть не отрекутся, и по усмотрению Банковой конторы те поручители явятся надежные, и в том им поверить будет можно, и таким людям по требованиям их, деньги в заем давать не более ж года <…>

Второму банку, для поправления при Санктпетербургском порте коммерции и купечества, быть в Коммерц-коллегии <…> при раздаче из онаго банка в заем одним российским купцам, торгующим при Санктпетербугском порте, денег брать по вышеписанному ж, счисляя в год по шести процентов с рубля, и отдавать оныя не менее месяца, а не более полугода, следующим порядком, а именно: когда кто из российских купцов, торгующих при Санктпетербургском порте, потребует из онаго банка в заем деньги, тогда тому купцу объявить, под заклад привезенных им к тому порту своих собственных товаров, для уверения, чтоб оных было против требуемой им суммы больше четвертою долею…

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIV. № 10.235.

60
1758–1760 годы. Внешняя торговля

Приведенные данные позволяют проанализировать статьи вывоза и ввоза товаров через порт Архангельска, определить структуру российского экспорта, зависимость внешней торговли от развития отечественной промышленности и дать оценку внешнеторговому балансу Российской империи в целом. Было бы уместно провести сравнительную аналогию с данными 1726 г.

* * *


Семенов А. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности.

Ч. 3. СПб., 1859. С. 29–30.

61
1762 год. Указ об отмене торгово-промышленных монополий

(статьи печатаются выборочно)


Монополии как средство поощрения отечественных промышленников появились еще при Петре I. В царствование императрицы Елизаветы Петровны торгово-промышленные монополии создавали ее фавориты для извлечения исключительно собственной выгоды, что наносило урон экономике страны. Император Петр III подтвердил существование монополий, однако пришедшая к власти Екатерина II стала последовательно проводить курс на устранение препятствий для развития свободного предпринимательства. Определенное влияние на такое законодательное решение сыграло издание Манифеста о вольности дворянства 1762 г.

* * *

Объявляем всем Нашим подданным. Присутствуя, Мы, Высочайше, в Нашем Правительствующем Сенате разсматривали данный Сенату марта, 28 дня, сего года о коммерции указ и принадлежащие к тому обстоятельства, нашли в оном многие неудобства, клонящиеся ко вреду и тягости общенародной. В отвращение чего, по представлении Нам от всего Правительствующего Сената мнениям, имея довольное разсуждение для поправления и пользы коммерции и всех Наших верноподданных, учиненное в Сенате постановление всемилостивейше опробовали и собственною Нашею рукой подписали, повелевая поступать по нижеследующему:

1. Хлебный торг из России за море и за границы производить от всех портов, не исключая и на Каспийском и Черном морях лежащие, невозбранным, с половиною пошлиною против той, какая собирается в Рижском, Ревельском и Перновском портах и на острове Эзеле <…>

2. Отпускать от Санктпетербурга и от всех портов за море не только всякие соляные мяса, но и самою скотину, если на то купцы и охотники будут, с половинною против собираемой в украинских пограничных таможнях пошлиною; однако ж дабы в Санктпетербурге дороговизны не последовало, ту скотину и мяса позволять отпускать с такою предосторожностью, когда оные здесь в продаже не больше двух копеек фунт будет; а из Сибирской губернии, дабы от излишней продажи и сами тамошние народы в безсилие и крайний недостаток придти не могли, выпуск одного скота позволять в такое время, когда мясо не дороже копейки фунт в продаже будет <…>

4. Сальный промысел так оставить, как оный был за прежними промышленниками, и как дан был генералу-фельдмаршалу графу Шувалову именным, блаженной и вечной славы достойной памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1748 года указом, до определенным тем указом урочных 20 лет; а какие по причине того сального промысла сделаны в Архангелогородской губернии еще на какие-либо товары запрещения и все то, что сверх того сделано, уничтожить без всякого изъятия.

5. Порт города Архангельского всеми теми преимуществами и выгодностями снабдить, какими Санктпетербургский пользуется, и всяких товаров привоз и отпуск беспрепятственно позволяем, с равною против Санктпетербургского и прочих портов свободою и пошлиною, как и по публикованному в 1755 году новому таможенному уставу велено возить в Санктпетербург и к городу все невозбранно <…>

8. Смоляной торг, бывший по прежним указам казенным, а с 1726 по 1740 в вольной торговле, а с 1740 паки казенным, как то и в 1743 году именным, блаженной и вечной славы достойной памяти, Государыни Императрицы Елизаветы Петровны указом подтверждено, а с 1760 года отданный в содержание на 20 лет генералу аншефу Нарышкину, из платежа, кроме пошлин, прибыльной суммы в казну по 8396 рублей в год, отдать в вольную торговлю всем, кто бы ни пожелал оным торговать и за море отпускать, с преждеположенною в тарифе пошлиною, расположа вышепомянутую казенную прибыльную сумму 8396 рублей, к той же пошлине прибавить, и к откупу таможенных сборов приложить, дабы оные ежегодно в казну доходили <…>

11. Данное в 1759 году обер-инспектору Шемякину позволение вывозить одному ему в Россию и продавать потребный для фабрик шелк всяких сортов, как сырец, так и крашеный без платежа пошлин и для закупки китайского, также для заготовления по способности через Турцию и Польшу италианского шелка, в разсуждении, что туда вексельного курса нет, отпуска на китайскую границу камчатские бобры, да украинскую и прочую мерлушку, и всяких родов белку с пошлиною, отменить. И как выписывание шелка, так отпуск о промысел бобров (кои до сего времени в казенном торгу состояли) то же и мерлушку и белки, чем прежде все купечество пользовалось, оставить в вольной торговле на прежнем основании, и с положенною по тарифам пошлиною.

12. Китайский караван, который пред сим, по силе заключенного в 1728 году трактата, через каждые три лета отправлялся из казны, отдать в вольную торговлю и позволить всем, кто бы ни пожелал, как на границе торговать, так и в самый Пекин с платежом пошлин по тарифу в сходственность с постановленным о том трактате между Российскою империею и Китайским государством пунктом, товары свои отправлять по примеру преждепосыланных казенных караванов <…>

16. Учиненное о компаниях от Астраханского порта в Персию, Хиву и Бухарию запрещение, дабы незаписавшимся в те компании другим не торговать, уничтожить и отныне для общей всем торгующим пользы и удовольствия, не только при том Астраханском порте, но и в Персию, также в Хиву и Бухару всеми дозволенными Российского продукта и иностранными товарами торги производить и мореходные суда иметь, как им, обер-директору и Саханову с товарищами, так и другим всем невозбранно <…>

18. В Астраханской губернии тюленевый промысел, который отдан на откуп и в содержание с 1751 по 1768 год покойному генерел-фельдмаршалу графу Шувалову из платежа в год по 264 рубля по 70 ¼ копеек, уничтожа оный, оставить астраханскому купечеству в вольной торговле, как и прежде состоял <…>

20. Табачный откуп, который, напоследок, с 1759 года из платежа откупной суммы по 70 000 рублей в год, отдан на 20 лет покойному генерал-фельдмаршалу графу Шувалову и его наследникам и, кроме его, другим никому, как внутри государства табаком торговать, так и за море и за границы отпускать не велено, в рассуждении того, чтоб не один, но все общество тем торгом пользовалось, уничтожить и как внутри здешнего государства табаком торговать, так и за море и за границы отпускать позволить всем невозбранно; но чтоб получаемая с того табачного откупа сумма по 70 000 рублей в год вовсе не пропала, и казна сего дохода не лишилась, то велеть вместо собираемой ныне с табаку пятикопеечной пошлины брать при отпуске за море и за границы с каждого пуда по 20 копеек, считая оные на российские деньги, а не на ефимки.


Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. № 11.630.

Тема IV
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева

Народные восстания XVIII в. продолжали события «бунташного» XVII в. Вместе с этим новые социально-экономические и политические реалии обостряли классовые противоречия в XVIII в. Оформление и укрепление абсолютистского государства, прикрепление к подушной подати сельского и посадского населения, ужесточение и углубление крепостничества, расширение дворянских привилегий и злоупотребления органов власти на местах вызвали протест народных масс.

Петровские преобразования значительно ухудшили положение посадского и крестьянского населения в центре страны. В отдаленные регионы страны, еще не охваченные крепостническтвом, устремлялись потоки беглых из центральных губерний России. Однако в условиях ведения Северной войны и здесь беглых ожидали непосильные налоги и злоупотребления местных воевод и начальников. Эти факторы вызвали крупное выступление стрельцов и казаков в Астрахани 1705 г., восстание на Дону под предводительством К. Булавина в 1707–1708 гг. и восстание в Башкирии в 1705–1711 гг.

Существенной особенностью народных выступлений XVIII в., в отличие от предшествующего столетия, стало расширение социальной базы недовольных. Мотивы выступления отдельных социальных групп были продиктованы спецификой их положения в системе абсолютистского крепостнического государства. Для помещичьих крестьян борьба становилась следствием повышения феодальной ренты в условиях втягивания помещичьих хозяйств в рыночные отношения и злоупотреблений со стороны помещиков. Новым явлением социальной борьбы во второй половине XVIII в. становится активное участие приписных крестьян и работных людей на мануфактурах и заводах. Приписка к заводам государственных крестьян означала резкое ухудшение их положения, так как заводчики использовали приписных крестьян на самых тяжелых работах, а платили в несколько раз меньше, нежели вольнонаемным рабочим. Поэтому вместе с работными людьми приписные крестьяне выступали против злоупотреблений заводских начальников и за улучшение условий труда. Наиболее крупными выступлениями работных людей стали восстания на Урале (1750–1760), в Карелии (1769–1771) и Чумной бунт в Москве в сентябре 1771 г.

Самым крупным антикрепостническим движением в России стала крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Казак Зимовейской станицы Емельян Иванович Пугачев (1742–1775) в конце 1772 г. появился на Яике и выдал себя за императора Петра III. Группа казаков, недовольная правительственной политикой ущемления своих социально-экономических привилегий, поддержала Е. И. Пугачева. Уже через несколько недель повстанческая армия, численность которой доходила до 30 000 человек, нанесла поражения регулярным войскам. Неподалеку от осаждаемого Оренбурга была создана главная ставка Е. И. Пугачева, из которой осуществлялось руководство армией, и распространялись манифесты «императора Петра III».

Крестьянская война охватила огромную территорию Южного и Среднего Урала, Приуралья и Поволжья. В боевых действиях в армии Пугачева принимали участие казаки, работные люди, крестьяне и представители нерусских народностей.

В июле 1774 г. войска Е. И. Пугачева после неудачной осады Казанского кремля переправились на правый берег Волги. Карательные правительственные войска в это время уже значительно превосходили по численности войска восставших. После неудачной осады Царицына в августе 1774 г. Е. И. Пугачев переправился на левый берег Волги, где он был пленен яицкими казаками и выдан властям.

Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Они были обусловлены как интересами торгующего дворянства, домогавшегося ликвидации торговых монополий и ограничений, так и интересами купечества.

В середине XVIII в. взималось 17 различных видов внутренних таможенных сборов. Существование внутренних таможен препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись.

Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. и манифестом 1775 г. промышленных монополий и провозглашение свободы промышленности и торговли.

Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленных изделий, что способствовало более быстрому перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру.

Отмена монополий, находившихся, как правило, в руках придворных фаворитов, была выгодна и широким массам купечества. Архангельское купечество восторженно встретило уничтожение монополии П. И. Шувалова на тюлений промысел в Белом море и на табак и устроило по этому случаю празднества с фейерверками и иллюминацией.

Несмотря на дворянский в конечном счете характер экономической политики правительства, эта политика объективно, вопреки воле и намерениям самодержавия и дворянства приводила к росту капиталистических отношений, способствуя развитию капиталистического предпринимательства крестьян и ускоряя разложение феодально-крепостнических отношений.

Однако прогрессивность этих мероприятий была ограниченной. Даже провозглашая свободу промышленной деятельности, самодержавие все же имело в виду прежде всего интересы дворянства.

Сословный строй в России ограничивал переход крестьян в купечество.

Свобода промышленной деятельности понималась как свобода дворянского предпринимательства.

Против такого дворянского понимания свободной торговой и промышленной деятельности резко выступало купечество, считая вообще торговлю и промыслы своей привилегией и полагая, что дворянство должно «упражняться единственно в земледелии», ибо торговля и промышленность совсем «не барское дело».

Особенно задевала интересы купечества торговля крестьян, которые, по мнению купечества, должны были обрабатывать землю, «и сие есть их жребий».

Быстро растущая внутренняя и внешняя торговля побуждала царское правительство принимать во внимание также и интересы купечества.

Для предоставления кредита купечеству учреждается Коммерческий банк; в целях развития внешней торговли заключается ряд договоров; дети купцов на казенный счет направляются за границу для обучения коммерческим наукам.

В начале XVIII века Петром I была создана новая таможенная система , основывающаяся на политике протекционизма внутреннего рынка. Она защищала интересы отечественных производителей и благоприятствовала развитию российской экономики.

Однако на смену великому императору эпоха «дворцовых переворотов» «принесла» людей, совсем иначе смотрящих на задачи российской экономической политики. Преемники Петра предпочитали покровительствовать не своему народу, а иностранным державам - родинам императорских фаворитов. Так, в 1731 году императрица Анна Иоанновна утверждает новый таможенный тариф , отменяющий протекционистскую политику Петра I.

Однако с приходом к власти Елизаветы Петровны экономический курс меняется, и правительство наконец начинает заниматься решением важнейших государственных проблем. Становится ясно, что действующая таможенная система затормаживает экономическое развитие России. Особенно тяжелым бременем на отечественных производителей ложились таможенные пошлины внутри страны (к середине XVIII века их было примерно 17).

Так, проходя путь приблизительно в 60 километров, купец пересекал около 3-4 внутренних таможен , на каждой из которых он обязан был уплатить сбор. В сумме с деньгами, потраченными на содержание лошади в дороге, сборы отнимали почти половину суммы, полученной за продажу товара. Кроме того, довольно распространены были явления злоупотребления своими полномочиями со стороны сотрудников таможенной службы.

Сам Петр Иванович Шувалов, подготовивший проект об уничтожении таможенных пошлин внутри страны, говорил, что одной главных из причин проведения таможенной реформы стала необходимость пополнения государственной казны. По словам графа, необходимо взимать налоги с тех, кто иной раз может и больше оклада заплатить.

Также существовали и другие предпосылки, указывающие на ослабление таможенной системы и ее несоответствие экономическим интересам страны.

Так, главными причинами ликвидации внутренних таможенных пошлин были:

  • борьба с коррупцией и другими злоупотреблениями со стороны таможенной службы;
  • недовольство населения (в особенности крестьян), вызываемое огромным размером сбора;
  • создание эффективного источника пополнения казны.

Проведение реформы

Проекты усовершенствования таможенной системы начали появляться еще в 20 годы XVIII века, однако все они не рассматривались как части решения общего вопроса, а потому не были реализованы в действительности.

Первый большой проект по ликвидации таможенных пошлин внутри страны был предложен Сенату в сентябре 1752 года графом П.И. Шуваловым, влиятельным государственным деятелем и любимцем Елизаветы Петровны. Изначально программа проекта предполагала уничтожение таможенного обложения только для лиц, принадлежащих к крестьянскому сословию.

Поэтому 16 марта 1753 года Петр Иванович внес в Сенат новый проект, предлагавший ликвидировать абсолютно все внутренние таможенные пошлины: «все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных) уничтожить, и как им не быть, так и вышеописанного сбора не сбирать».

В заключительной редакции проект отменял не только таможни и таможенные сборы внутри страны, но и 16 других пошлин и предлагал, в отличие от первоначальной версии, доходы, получаемые казной от внутренних таможенных налогов, «сбирать в портовых и пограничных таможнях».

Уже в августе 1753 года Сенат утвердил законопроект графа, а через несколько месяце, одобрив сенатский доклад, императрица Елизавета Петровна издала манифест «Об уничтожении таможенных и мелочных сборов».

В нем говорилось о то, что «бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов», «грабительство и воровство», происходившие от сбора таможенных налогов и злоупотреблений при их сборе, прекратятся. Также манифест указывал на то, что таможенные пошлины препятствовали созданию единого общероссийского рынка, но теперь, поскольку «подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут беспошлинно», умножатся силы государства и его народа.

Итоги по ликвидации

Согласно манифесту императрицы, были ликвидированы 17 видов таможенных сборов . Основной являлась пошлина «с съестных припасов и с хлеба». Также отменялись налоги «с извозу» и другие сборы внутри государства.

Вместо них повышалась до 13 копеек с рубля пошлина на ввозимый и вывозимый товар в портовых и пограничных таможнях. Кроме того, манифест предполагал замену устаревшего тарифа 1731 года .

Уже к 1754 внутренние таможни перестали действовать на большей территории нашей страны. В том же году были отменены внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы в Сибири, а также было полностью ликвидировано обложение пошлинами товаров, возимых на территорию Сибири. Однако вывозимые из этого района товары по-прежнему подлежали налогообложению с 10% ставкой .

В некоторых городах России пограничные таможни были перенесены на государственную границу.

Изменения также коснулись и внутреннего устройства таможен. В мае 1754 императрица Елизавета Петровна утвердила сенатский доклад, который предлагал провести реформу таможенной системы на юго-западной и южной границах.

К декабрю 1755 года было создано 27 таможен с новой системой застав и формопостов на всех сухопутных границах державы. К тому же существовало около 15 таможен в портах.

Таким образом, основное бремя уплаты таможенных пошлин падало на иностранных торговцев. Также стоит упомянуть о том, что отмена внутренних таможенных пошлин в нашей стране была первой в мире. Так, в Германии внутренние таможни были уничтожены лишь в середине XIX века , а во Франции - в результате Великой Французской революции 1789-1799 годов .

Таможенное законодательство

Проведение таможенной реформы требовало последующей перестройки законодательной системы таможни страны. Поэтому в декабре 1755 года императрица Елизавета Петровна утвердила указ о создании «Таможенного устава», нового документа, регулирующего таможенные отношения с учетом недавнего уничтожения внутренних таможенных барьеров в империи.

Во вводной части устава вновь были прописаны причины ликвидации внутренних таможенных сборов. В целом, этот документ представлял собой попытку правительства полностью определить правовые отношения между различными сословиями в торговой сфере общества. Причем попытку довольно успешную, поскольку на практике «Таможенный устав» отлично справился с возложенной на него задачей и ознаменовал собой переход к цивилизованному пути решения таможенных проблем и вопросов.

Данный документ отменял абсолютно все принятые ранее грамоты и учитывал переход к единому 13% налогу на иностранные товары. «Устав» регламентировал правила внешней и внутренней торговли, а также определял таможенные обязанности. Так, иностранцам, не записанным в российское купечество, запрещалось торговать на территории Российской империи. К тому же не допускались к торговле и люди «иных сословий», то есть лакеи, учителя и другие.

Ряды других положений, входящих в «Устав» определяли территорию и товары, которыми позволено торговать, для каждого сословия в отдельности. Так, данный документ вводил запрет крестьянам торговать за пределами империи, а также в селах, слишком далеко расположенных от города; владельцам мануфактур (мануфактуристам) полностью запрещалась как оптовая, так и розничная торговля и т.д.

Таким образом, ликвидация таможенных пошлин внутри государства и последовавшее за ней создание нового таможенного обозначили выход российской экономики на новый, организованный и систематизированный уровень, а также предоставили возможность проявления экономической активности без обременительных сборов всем сословиям империи.

Передача относительно отмены повышения пошлин на автомобили представлена ниже.

Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ

Какое же облегчение из сего всемилостивейшего нашего установления верноподданному нашему народу, следующему к платежу вышеименованных сборов, произойдет от разных при оных бываемых случаев, и притом как велико число сбираемых с них до сего денег, которое не в одном, но более в миллионах состояло, положенным в подушной оклад останется; сколько ж по оным сборам доносов, а по них продолжительных следствиев в государстве было и есть, по которым бесчисленное истязание, гибель людей и разорение домов происходило, как от правых, так и ложных доносов, что сим в пресечении таможен конец свой возмет, ибо тот случай, по которому оное происходило, искореняется. Чего ради всемилостивейше повелеваем: все таможни, имеющиеся внутри государства (кроме портовых и пограничных); уничтожить, и как им не быть, так и вышеписанного сбора не сбирать, а ту сумму сбирать в портовых и пограничных таможнях с привозного и отвозного товара внутренние пошлины единственно по 13 копеек с каждого рубля, болев ж сего с того товара, с которого вышеписанное возмется, внутренней нигде не брать, которую как иностранные и российские купцы в привозных, так подданные наши с отвозных товаров платить имеют, ибо подданные наши российские купцы внутри государства нашего всякие товары продавать и покупать будут безпошлинно, которой пошлины с одного товара с продажи и с покупки в один ряд бывает в платеже по гривне с рубля, а с перепродажи один другому сверх того пошлину ж платили, и тако с одного товара тройная пошлина и более в платеже бывает; а ныне те наши подданные купцы от того всего будут свободны, а только той внутренней пошлины, как выше сего явствует, платать будут в одних портовых и пограничных таможнях, против прежнего при портах внутреннего платежа, 5 копеек, с прибавкою токмо по 8 копеек с рубля; также и иностранные купцы от платежа той внутренней пошлины излишнего убытка претерпеть не могут, ибо они те свои товары продавать будут российским купцам не инако, как с приумножением той пошлины.

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. — М, 1999, с. 187-188

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

Основным косвенным налогом была дорожная пошлина, представлявшая собой разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по

Внутренние таможенные пошлины имели характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и

С упорядочением налоговой системы эти пошлины постепенно отменялись и заменялись сборами с торговли, а иногда компенсировались увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызванная энергичным требованием торгового сословия, была произведена при Алексее Михайловиче. Окончательно отмена внутренних таможенных пошлин была осуществлена только в 1753 г. (поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары).

На границе между Великим княжеством Финляндским и империей внутренние таможенные пошлины существовали постоянно. Все русские товары, привозимые в Финляндию, за исключением тех, которые облагались там акцизом (вино, табак, сахар), пропускались без обложения. Из финляндских продуктов пропускались в империю беспошлинно (в известных случаях - при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведения кустарей или ремесленной промышленности, выработанные из финляндского сырья. Товары, изготовленные из иностранного сырья или с применением заграничных машин или топлива, пропускавшиеся в Финляндию с меньшей пошлиной, чем применялась в империи, подлежали при ввозе в империю обложению особой уравнительной пошлиной, установленной в таком размере, чтобы условия выработки данного изделия в империи и в Финляндии были уравновешены. Кроме того, существовала внутренняя таможенная линия на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал) подлежали оплате пошлиной перевозимые на запад от таможенной линии иностранные товары, которые

Внутренние таможенные пошлины - 61, 161-163

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА -вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века в Зап, Европе и первоначально расходовалась на ремонт и строительство дорог, мостов и переправ. Размер Д. п. устанавливался в зависимости от тяжести груза, рода экипажа, числа и вида упряжных животных и прогоняемого скота. С укреплением центральной государственной власти Д. п. превратилась в королевскую регалию, утратив свое целевое назначение. Взимание ее препятствовало развитию торговли, вызывало протесты со стороны широких слоев населения в XIX в. в Зап. Европе она была отменена.

Пошлина дорожная - вид внутренних таможенных пошлин плата за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путем, местам и переправам. Наибольшее распространение имела в средние века.

БЕНИЛЮКС — таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 г. с целью отмены внутренних таможенных пошлин, принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился прообразом и вдохновителем создания Об-

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА — вид внутренних таможенных пошлин, взимаемых в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам, переправам.

БЕНИЛЮКС - таможенный союз Бельгии, Нидерландов, Люксембурга. Образован в 1958 F. с целью отмены внутренних таможенных пошлин,.принятия единого внешнего тарифа, координации политики в области косвенного налогообложения и внутренней финансовой политики. Явился вдохновителем создания Общего рынка, в который затем вошел как его составная часть. Название образовано по первым буквам названия стран союза.

ДОРОЖНАЯ ПОШЛИНА - разновидность внутренней таможенной пошлины, взимавшейся в форме платы за проезд, провоз грузов, прогон скота по дорогам, водным путям, мостам и переправам в средние века в Западной Европе и Древней Руси.

С о ч. Внутренние таможенные пошлины в России, Каз., 1850 О понятии промыслового налога и об историческом его развитии в России, Каз., 1856.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (ЕОР)- соглашение, заключенное в 1957 г. между Францией, Италией, Западной Германией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом (первоначально известных как шестерка стран внутреннего рынка) с целью введения единых внутренних таможенных пошлин и отказа от таможенных границ между этими странами. Дания, Ирландия и Великобритания вступили в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1973 г.

Дополнительным препятствием к развитию внутренней торговли выступали сохранившиеся еще от татарского ига многочисленные условные границы внутри государства, пересечение которых сопровождалось уплатой пошлин за провозимый товар. Только в 1727 и 1754 гг. в два приема были, наконец, отменены средневековые внутренние «поворотные сборы» и внутренние таможенные пошлины.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Включает введение высоких ставок таможенного тарифа (таможенных пошлин) на ввозимые из-за рубежа товары, а также такие нетарифные ограничения (нетарифные барьеры), как количественные (контингентирование, добровольное ограничение экспорта, лицензирование) и валютные ограничения импорта товаров, усложненную таможенную процедуру (таможенную очистку), высокие требования к соответствию импортируемых товаров национальным техническим и санитарным стандартам, внутренние сборы и налоги на импортируемые товары, жесткие антидемпинговые пошлины и т.п.

Изменяя размер налоговых ставок, государство воздействует на соотношение фондов накопления и потребления (создавая, например, дополнительные стимулы для инвестиционной деятельности, маневрируя уровнем косвенных налогов) способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке (в частности, путем снижения или отмены таможенных пошлин) воздействует на уровень цен (через ставки косвенных налогов, таможенных пошлин, ставки других видов налогов).

Членство России в ВТО ставит перед правительством проблемы, поиска источников пополнения доходных статей бюджете в связи со снижением таможенных пошлин и тарифов и согласования обязательств России перед некоторыми странами СНГ, с которыми уже заключены таможенные союзы или иные торговые соглашения. Став членом ВТО, Россия закрепит правовые основы открытой экономики в рамках мирового хозяйства. Принимая правила игры ВТО, Россия должна поставить дело внутри страны так, чтобы отечественные компании получили от государства поддержку, смогли окрепнуть и выдержать международную конкуренцию. Эффекта от открытия экономики можно ожидать лишь в том случае, если внутренний социальный климат станет союзником этого процесса и если все рыночные субъекты получат шанс проявить себя в реальных рыночных, а не в тепличных условиях.

Инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком выступает таможенный тариф. Это совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура определяется Правительством РФ на основе принятых в международной практике систем классификации товаров. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.

Инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком выступает таможенный тариф. Это совокупность ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В краткосрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или сохранению национального производства. Вместе с тем ослабление конкуренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенствованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замедляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, переплачивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

Таможенная пошлина выполняет три основные функции (а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам) (б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин) (в) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Вместе с тем таможенная пошлина - особый налог. Она зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами.

Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины

Таможенная пошлина - это инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Вместе с внутренней налоговой системой импортный и экспортный тарифы регулируют такие показатели, как цены, прибыль и рентабельность предприятий. Таможенная пошлина уплачивается предприятиями при перемещении каких-либо товаров через таможенную границу РФ, она взимается таможенными органами до или в момент принятия таможенной декларации.

Средства от сбора таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет и выполняют, как и все прочие налоги, фискальную функцию. Кроме того, таможенные пошлины являются инструментом налогового регулирования ВЭД. Их применение призвано способствовать защите интересов национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.

Таможенным контролем в Российской империи занималось три ведомства Корпус пограничной стражи обеспечивал недопущение на всех участках границы, за исключением разрешенных, перемещения в ту или другую сторону каких бы то ни было предметов Департамент таможенных сборов Министерства финансов осуществлял таможенное оформление и взимание таможенных пошлин и сборов Министерство внутренних дел (общая полиция) устанавливало особое наблюдение за внутренней торговлей с целью выявления нарушений таможенного законодательства.

Вторичная информация о состоянии рынка включает внешние и внутренние по отношению к компании данные, прошедшие предварительную аналитическую обработку, цели которой могут не совпадать с целями проводимого анализа. В связи с этим проводятся дополнительные процедуры выбора, ранжирования и компиляции вторичной информации, чтобы привести ее к необходимому виду. Среди основных источников внешней вторичной информации можно назвать справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития государственные нормативно-правовые акты (документы), прямо или косвенно влияющие на состояние рынка (стандарты на продукцию, технологию, охрану окружающей среды специальные постановления по квотированию, лицензированию, таможенные пошлины и т. п.) отчеты о производственно-хозяйственной деятельности компаний-конкурентов (для акционерных обществ открытого типа) рекламу конкурентов и др. К внешней вторичной информации относят также информацию из виртуальной среды. Объем телекоммуникационных услуг в этой области растет с каждым годом. Источники вторичной маркетинговой информации, наиболее часто используемые в российской практике маркетинговых исследований, показаны на рис. 13.3.

При определении этой политики и ее конкретизации в отношении заданных целей принимается во внимание совокупность различных факторов, в частности таких, как положения законодательства принимающих стран в отношении структуры капитала дочерних компаний и обязательной доли участия в них местного капитала порядок перевода прибылей и выплаты дивидендов положения налогового законодательства в своей стране и в принимающих странах, определяющего уровень и порядок уплаты подоходных налогов с прибылей торгово-политический режим (уровень таможенных пошлин, импортных квот) в принимающих странах и требования антидемпингового законодательства ограничения в отношении заграничного лицензирования в этих странах степень инфляции на рынке принимающей страны и возможность девальвации ее валюты уровень цен на внутреннем рынке принимающей страны, степень монополизации рынка, уровень конкуренции и ее формы и др.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ДЕФИЦИТ — превышение пассивной части внешнеторгового баланса страны, включающей импорт товаров иностранного происхождения для внутреннего потребления и переработки с целью их последующего вывоза, над активной частью, состоящей из экспорта товаров, произведенных, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке. В.д. отрицательно сказывается на экономическом положении страны. Для сглаживания В.д. используются таможенные пошлины, количественные ограничения импорта, бюджетное финансирование экспорта и др.

Специфические разновидности внутренних таможенных пошлин продолжали взиматься на границах отдельных частей Российской империи Лифляндской провинции (губернии), Царства Польского, Великого княжества Финляндского. Взимание внутренних таможенных пошлин было обусловлено различиями в условиях внешнего таможенного и акцизного налогообложения на этих территориях по сравнению с основными губерниями Российской империи. Внутренние таможенные пошлины на границах Лифляндской провинции были отменены в 80-х гг. XVIII в., на границе Царства Польского - в начале 50-х гг. XIX в., по Оренбургской линии - в 1858 г.

Исторически косвенные налоги возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появляются привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товаров при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств распространились внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились, вывозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия.

Кроме поголовной подати - ясака - татары устанавливали различные другие сборы и пошлины. К ордынским тягостям и проторам относились, например, тамга - внутренние таможенные пошлины (мыт), ям - обязанность предоставлять подводы татарским чиновникам, содержание посла татарского и его многочисленной свиты, наконец, поездки кня-

Таможенная политиха представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Внутренние аспекты тяжести налогообложения были практически не разработаны. П.В. Микеладзе писал, что в западной финансовой литературе почти нет работ, посвященных выяснению распределения налогового бремени по социальным группам. Расчеты тяжести налогообложения были невозможны по двум основным причинам во-первых, из-за неудовлетворительности статистического материала и, во-вторых, из-за невыясненности процесса и степени переложения отдельных налогов (о чем мы писали выше). Поэтому для расчета тяжести налогообложения по отдельным группам населения финансовая наука в большинстве случаев ограничивалась изучением распределения косвенных налогов, тяжесть обложения которыми определялась по данным потребительских бюджетов о размерах потребления товаров, обложенных акцизами и таможенными пошлинами.

Налоговая политика в России в последние годы императора Александра III в значительной степени связана с именем И.А. Вышнеград-ского1. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста.

Таможенные (по старинному - таможныя, от татарского слова тамга - печать) пошлины относятся к косвенным налогам и представляют собой сбор с товаров, взыскание которого связано с перемещением товара через какую-либо линию - через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т.п. В зависимости от того, производится ли взимание этого сбора при перевозке товара через внешнюю границу или при перемещении его внутри государства, таможенные пошлины разделяются на внешние и внутренние.

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА — государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Т. п. облагаются товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. Ее размер определяется таможенными тарифами, которые содержат списки товаров, облагаемых Т. п. В таможенном тарифе товары сгруппированы в зависимости от степени обработки (готовые изделия, полуфабрикаты, сырье) и по происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые и т. д.). По методам взимания различают Т. п. адвалорные (процент с цены товара) или в форме твердых ставок за установленную единицу товара (штуки, вес, объем, длина и т. д.). Т. п. удорожает цену импортируемых товаров, что позволяет государству защищать внутренний рынок, регулировать объем импорта и его структуру. ТАМОЖЕННЫЙ СБОР — дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенной пошлины. К Т. с. относятся марочный сбор, взимаемый при приеме различных деклараций и выдаче квитанций таможней, сбор за сохранность и складирование товаров сбор за право вывоза товара со склада таможни сбор за пломбирование, а также за штемпелирование почтовых посылок санитарные сборы при осуществлении санитарного контроля лицензионные сборы, взимаемые при

На внешнем рынке транснациональные компании сталкиваются со специфическими проблемами цен на продукцию со скользящими, трансфертными, демпинговыми ценами и теневым рынком. В Италии сумочка от Gu i может стоить 120, а в США — 240. Почему Потому что к фактической цене производителя добавляются транспортные издержки, таможенные пошлины, наценки импортеров, оптовых и розничных торговцев. В зависимости от величины добавленной стоимости и изменений валютных курсов на внешнем рынке товар должен продаваться по цене, в 2-5 раз превышающей цену производителя, чтобы последний мог получить ту же прибыль, что и на внутреннем рынке. При этом компании приходится разрабатывать особую политику ценообразования для каждой страны.

ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ ТАРИФЫ (prohibitive tariffs) — высокие ставки ввозных таможенных пошлин, устанавливаемые в целях ограждения внутреннего рынка от ввоза определенных иностранных товаров.