Модельный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек тульской области. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

О Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки

Заслушав и обсудив доклад статс-секретаря - заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиева о целях и задачах Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (далее - Модельный стандарт), направленного главам субъектов Российской Федерации в качестве рекомендаций по дальнейшему развитию деятельности общедоступных библиотек в стране, коллегия отмечает, что основной целью этого документа является усиление культурно-просветительской миссии общедоступных библиотек страны. Министерству совместно с профессиональным сообществом удалось значительно продвинуться в планомерной деятельности по повышению роли библиотек как просветительских, информационных, культурных центров и предложить новую модель деятельности библиотек.

Разработка и принятие Модельного стандарта, определяющего роль и место общедоступной библиотеки в современном мире, является одним из значимых событий Года культуры.

деятельность региональных и муниципальных библиотек Модельный стандарт.

Контроль по внедрению и проведение мониторинга внедрения Модельного стандарта возложить на Департамент науки и образования Минкультуры России (А.О.Аракелова). Срок - 1 раз в полугодие, начиная с 1 июля 2015 г.

2. Поручить Департаменту науки и образования Минкультуры России (А.О.Аракелова) совместно Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма (В.В.Дуда):

разработать в срок до 1 февраля 2015 г. систему мониторинга по внедрению положений Модельного стандарта в деятельность региональных и муниципальных библиотек. Проанализировать до 1 июля 2015 г. критерии эффективности внедрения и систему мер по внедрению Модельного стандарта в деятельность библиотек;

создать до 1 октября 2015 г. три пилотные площадки на базе муниципальных библиотек, одну из них на базе муниципальной библиотек Республики Крым (г. Судак), согласовав данный вопрос с Министерством культуры Республики Крым (А.В.Новосельская).

3. Министерству культуры Республики Крым (А.В.Новосельская) представить до 1 марта 2015 г. в Министерство культуры Российской Федерации «дорожную карту» по внедрению положений Модельного стандарта в деятельность пилотной площадки - одной из муниципальных библиотек Республики Крым (г. Судак).

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на статс- секретаря-заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.П. Ивлиева.

Председатель коллегии, Министр В.Р.Мединский

УТВЕРЖДАЮ

В.Р.Мединский

______________________

Министр культуры

Российской Федерации

Модельный стандарт деятельности

общедоступной библиотеки

Оглавление

Одобрен

Российской библиотечной ассоциацией

1. Общие положения

Актуальность разработки Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки (далее - Модельный стандарт) обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Целью настоящего Модельного стандарта является развитие библиотечно-информационной отрасли, упорядочивание деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений, определение разных видов деятельности библиотек.

Идеология сегодняшних преобразований направлена на построение информационного, интеллектуально развитого общества. Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы, в том числе литературы для детей и произведений, созданных на языках народов России.

На протяжении веков библиотеки были собирателями интеллектуальной памяти наций и государств. В настоящее время библиотеки — это крупнейшие депозитарии, способные предоставлять в общественное пользование результаты развития цивилизации — сокровища истории, культуры, науки и технологического развития.

Нарастающая динамика технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками новые задачи.

Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.

Настоящий Модельный стандарт устанавливает минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения страны общедоступными библиотеками.

Деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой (требуемой) информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом — повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.

Общедоступные библиотеки должны участвовать в реализации государственной культурной политики, способствовать формированию нравственной, самостоятельно творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.

2. Используемые термины

В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:

Библиотека — информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

Библиотечная услуга — общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам — сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Информация — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Культурно-просветительская деятельность библиотеки — деятельность, направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

Национальная электронная библиотека — публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

Общедоступная библиотека — библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений.

Пользователь услуг библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) — разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Удаленный пользователь — пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.

Услуга в библиотеке — результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.

Цифровой библиотечно-информационный ресурс , цифровой фонд — ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имеющие изначально цифровой (электронный) виде.

Электронная библиотека — организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

3. Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы

3.1. Общедоступные библиотеки в настоящее время:

3.1.1 Реализуют идею и технологию беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально-значимой информации;

3.1.2. Способствуют росту интеллектуального развития общества, предоставляя всем желающим знания и опыт, накопленные, зафиксированные и хранящиеся в библиотечных фондах;

3.1.3. Создают новые формы информационных услуг и обслуживания, основанные на широком применении информационно-коммуникационных технологий и нацеленные на повышение комфорта пользователей и улучшение качества их жизни;

3.1.4. Гарантируют сохранность, неизменность, аутентичность и правомерность (легитимность) предоставления результатов интеллектуальной и культурно-просветительской деятельности, признавая это одним из приоритетов своей деятельности;

3.1.5. Создают условия для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;

3.1.6. Являются центрами межкультурного и межнационального взаимодействия;

3.1.7. Интегрируют и реализуют опыт сохранения мирового культурного наследия.

3.2. Основные задачи общедоступных библиотек:

3.2.1. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;

3.2.2. Сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

3.2.3. Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

3.2.4. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.

3.3. Основные виды деятельности библиотек:

· библиотечно-информационное обслуживание - предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;

· культурно-просветительская деятельность - выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

3.3.1. Библиотечно-информационное обслуживание:

· площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений));

· площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);

· площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);

· площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);

· канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

3.3.2.

· площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.);

· площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);

· площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;

· площадка (место) и канал получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;

· консультационный пункт и площадка (место) для получения социально-значимой информации и услуг (юридических, социально-значимых организаций, в том числе ЖКХ).

3.4. Принципы деятельности общедоступной библиотеки.

Общедоступные библиотеки в своей деятельности должны исходить из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности общедоступной библиотеки, поддерживать в актуальном состоянии все возможные информационные каналы.

Оказание услуг и выполнение работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) общедоступной библиотекой должны базироваться на следующих принципах :

Работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества;

Соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;

Учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ;

Учитывать специфику и возможности особых групп пользователей — детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Условия обслуживания детей и юношества (молодежи).

3.5.1. Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).

Федеральным законом «О библиотечном деле» регламентируется право пользователей библиотек детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. В целях информационной безопасности детей Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» для библиотек устанавливается требование по соблюдению пространственной изоляции фондов детской литературы от литературы для взрослых.

3.5.2. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории, а также координации и кооперации деятельности с библиотеками образовательных учреждений.

3.5.3. Задачи деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество (молодежь):

· обеспечение психологического и эмоционального комфорта;

· выявление одарённых детей, помощь им в развитии;

· создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя;

· создание равных условий доступа к информационным ресурсам.

Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно-методического сопровождения работы с одарёнными детьми.

3.6. Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.

Часть пользователей библиотек — люди с ограниченными возможностями здоровья — требуют особых условий обслуживания. Конвенция ООН о правах инвалидов, Федеральные законы «О библиотечном деле» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентируют их права на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных библиотеках для слепых/незрячих и слабовидящих, библиотеках образовательных и иных учреждений в соответствии с их уставами. Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии с региональной специальной библиотекой, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.

Основные требования к библиотекам, обслуживающим людей с ограничениями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

Обслуживание особых групп пользователей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии).

Целями деятельности библиотек, обслуживающих людей с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе:

· создание равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию;

· содействие развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

· социокультурная реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.

4. Основные направления развития общедоступных библиотек

4.1. В современных условиях общедоступные библиотеки должны развиваться по трем основным направлениям:

4.1.1. Библиотека как культурно-просветительский центр — коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга населения страны;

4.1.2. Библиотека как активный информационный агент, равноправное действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации;

4.1.3. Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить но и создавать, приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование материалы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и локально-исторической тематики.

4.2. Для развития общедоступных библиотек необходимо создать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:

▪ получения книг и других видов документов в бумажном, аудиовизуальном и электронном форматах;

▪ приобретения новинок издательской продукции и периодики;

▪ доступа к единому национальному электронному ресурсу, сформированному в НЭБ;

▪ получения необходимой консультационной помощи;

▪ пользования другими государственными услугами и получения иных социально-значимых и дополнительных услуг;

▪ получения возможности проведения интеллектуального досуга и общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения квалификации и уровня образованности;

посредством предоставления возможности просмотра кинофильмов, создания интеллект-центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок в помещениях библиотек либо через он-лайн сервисы, а также посредством проведения просветительских мероприятий - лекций, семинаров, научных дискуссий, организации курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения квалификации и др. услуг, в том числе во взаимодействии с образовательными и др. учреждениями и организациями

4.3. Трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить за счет:

· технологического развития, внедрения информационных систем в работу с пользователями и внутренние бизнес-процессы библиотек;

· приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения;

· комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров.

5. Перечень основных показателей и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ общедоступной библиотекой

Объем оказываемых услуг и выполняемых работ должен устанавливаться учредителем для каждой библиотеки индивидуально.

5.1. Услуги.

5.1.1. Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки:

Основные показатели :

Количество :

· документов, выданных библиотекой, в т. ч., удаленным пользователям библиотеки,

· выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки,

· выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки.

Критерии качества :

Динамика количества или доля :

· удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов,

· пользователей, удовлетворенных качеством услуг библиотеки, от общего числа зарегистрированных пользователей (от общего числа опрошенных пользователей),

Соответствие времени ожидания выполнения:

· заявки/запроса при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке, заданным параметрам/контрольным значениям ожидания выполнения заявки/запроса в данной библиотеке,

· заявки/запроса на получение документов или их копий по межбиблиотечному обмену из других библиотек согласно утвержденному библиотекой регламенту выполнения работ (нормативным срокам).

5.1.2. Создание централизованного доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации:

Основные показатели :

Количество :

· пользователей, имеющих доступ к единому электронному библиотечному ресурсу,

· автоматизированных точек доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации.

Критерии качества :

Динамика количества:

· обращений к единому электронному библиотечному ресурсу удаленных пользователей.

Доля:

5.1.3. Предоставление библиотечных электронных ресурсов (в том числе путем доступа к Национальной электронной библиотеке):

Основные показатели:

Количество:

· выданных электронных документов,

· электронных документов, выданных из фонда удаленным пользователям библиотеки (в виртуальном режиме),

· выданных в виртуальном режиме справок и предоставленных консультаций пользователям библиотеки.

Критерии качества:

Динамика количества:

· зарегистрированных пользователей,

· обращений в библиотеку удаленных пользователей.

Доля:

· удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов.

5.2. Работы.

5.2.1. Формирование и учет фондов библиотеки:

Основные показатели:

Объем:

· поступлений документов (электронных и на материальных носителях),

· копий документов на всех видах носителей,

· фонда.

Критерии качества:

Динамика изменения:

· объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим периодом (годом),

· оцифрованных документов по сравнению с предыдущим периодом (годом).

Динамика изменения количества:

· оцифрованных (в т.ч. полнотекстовых) документов по сравнению с предыдущим периодом (годом).

5.2.2. Библиографическая обработка документов и организация каталогов:

Основные показатели:

Количество:

· внесенных в электронный каталог библиографических записей,

· отредактированных библиографических записей в электронном каталоге,

· библиографических записей, переданных и/или заимствованных из сводных каталогов,

· отредактированных библиографических записей в карточных каталогах.

Критерии качества:

Динамика изменения:

· объема электронного каталога по сравнению с предыдущим периодом (годом),

· объема документов из фондов библиотеки, библиографические описания которых отражены в электронном каталоге,

· количества отредактированных библиографических записей в карточных и электронных каталогах.

5.2.3. Обеспечение физического сохранения и безопасности фонда библиотеки:

Основные показатели:

Количество:

· отреставрированных документов,

· изготовленных микрокопий документов-оригиналов,

· отобранных документов, нуждающихся в стабилизации.

Критерии качества:

Динамика :

· количества документов, прошедших стабилизацию,

· количества документов, прошедших реставрацию.

Доля :

· документов, прошедших реставрацию, от общего числа документов, нуждающихся в реставрации,

· микроформ, прошедших периодический контроль,

· утраченных документов на материальных носителях от общего числа в связи с несоблюдением правил хранения.

5.2.4. Научно-методическое обеспечение развития библиотек и экспертно-аналитическая работа:

5.2.5. Организация и проведение культурно-просветительских мероприятий:

Основные показатели:

Количество:

· публичных лекций, презентаций, выставок, мастер-классов, творческих встреч и др. культурно-просветительских мероприятий,

· фестивалей, конкурсов, олимпиад и др.,

· конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов и др.,

· участников в каждом мероприятии.

Критерии качества:

Динамика участия.

Устойчивый положительный резонанс .

Повторяемость мероприятий.

Наличие договоров о сотрудничестве с:

· общеобразовательными организациями,

· детскими школами искусств,

· образовательными организациями профессионального образования, вузами,

· учреждениями культуры.

Доля:

· привлеченных детей и молодежи к участию в просветительских и творческих мероприятиях.

· проведенных мероприятий на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования, детских школ искусств в общем количестве мероприятий.

5.3. Виды деятельности (услуги и работы), приоритетные для каждого уровня библиотек

Предлагаемый набор отражает интерпретацию общественных требований к современной библиотечно-информационной деятельности и для региональных и муниципальных библиотек в каждом конкретном случае должен быть уточнен.

Региональная библиотека

Муниципальная библиотека

Обеспечение доступа к ресурсам

Получение ресурсов из НЭБ

Введение ресурсов в НЭБ

Получение регионального ОЭ

Покупка изданий

Подписка на БД (по возможности)

Получение ресурсов из НЭБ

Получение муниципального ОЭ

Покупка изданий

Библиографическая деятельность, предоставление информации об информации

Введение данных в СКБР (по возможности)

Получение данных из СКБР

Ведение собственного ЭК (тематического и т.п.)

Участие в СКЭР

Ведение и редактирование собственного ЭК

Перевод имеющихся каталогов и картотек в электронный каталог

Получение данных из СКБР

Ведение собственных картотек и БД

Сохранность культурного наследия

Реставрация

Стабилизация

Оцифровка фондов

Стабилизация

Оцифровка фондов

Культурно-просветительская деятельность, интеллектуальный досуг

Научно-методическая работа

Экспертно-аналитическая деятельность

Культурно-просветительская деятельность

Образовательные мероприятия

Культурно-просветительская деятельность

Образовательные мероприятия

6. Законодательная и нормативная правовая база

6.1. Законодательную и нормативную базу библиотечной деятельности в Российской Федерации составляют:

Конституция Российской Федерации, устанавливающая права граждан страны на беспрепятственный доступ к информации (ст. 29) и права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44), что гарантирует для граждан страны свободный доступ к информационным ресурсам музеев и библиотек, удовлетворение информационных потребностей пользователей, распространение информации любым законным способом;

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», определяющий права и свободы человека в области культуры, обязанности государства, разделение компетенций в области библиотечного обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации (ст. 39, 40), устанавливающий бесплатность для населения основных услуг общедоступных библиотек (ст. 30) и не допускающий приватизацию культурного наследия народов России (ст. 44);

Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», регулирующий общие вопросы организации библиотечного дела, государственную политику в области библиотечного дела (ст. 14 и др.), а также устанавливающий принципы деятельности библиотек, которые гарантируют гражданам страны права на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность (ст. 5 и др.);

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», устанавливающий цели формирования национального библиотечного фонда и его общественного использования в целях сохранения культурного наследия и библиотечно-информационного обслуживания пользователей (ст. 4);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором уточняется право на доступ к информации и подчеркивается, что государственные информационные ресурсы, в числе которых информационные ресурсы государственных и муниципальных библиотек, являются открытыми и общедоступными (ст. 8);

Раздел VII части IV Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (от 18.12.2006 № 230-ФЗ), определяющий границы использования библиотеками произведений, защищенных авторским правом и находящихся в электронной форме;

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий полномочия и зоны ответственности государственных и муниципальных органов управления в области библиотечного обслуживания;

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», определяющий, в том числе, количественные показатели и критерии качества выполнения библиотеками своих функций;

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг», определяющий основные принципы и положения предоставления государственных и муниципальных услуг;

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе содержащейся в информационной продукции;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющий формы и направления образовательной и просветительской деятельности, в том числе, и для не образовательных организаций;

Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», уточняющий вопросы защиты авторских и интеллектуальных прав на произведения и другие продукты творческой, интеллектуальной деятельности;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 923-р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р»;

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2008 № 32 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)».

6.2. Для определения целей и направлений развития общедоступных библиотек необходимо использовать следующие стратегические документы:

Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212);

Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);

постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 « Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

Государственную программу «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р);

Федеральную целевую программу «Культура России (2012 - 2018 годы)» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»;

Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте по культуре и искусству в 2012-2013 гг.;

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2013 гг.

6.3. При разработке планов деятельности общедоступных библиотек необходимо учитывать положения и требования следующих документов общественных организаций:

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г.);

Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XV Ежегодная сессия, 20 мая 2010 года, г. Томск);

Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.);

Копенгагенская декларация о публичных библиотеках (1999 г.);

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек;

Модельный Библиотечный кодекс для государств - участников СНГ (постановление МПА СНГ от 15.11.2003 № 22-2);

Конвенция ООН о правах инвалидов (принята в 2006 году, ратифицирована в Российской Федерацией в 2012 году);

Региональные программы развития культуры и библиотечного дела.

распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р «О социальных нормативах и нормах»;

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.1997 № 6 «Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 № 1683-р «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры»;

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда»;

письмо Министерства культуры Российской Федерации от 08.01.1998 № 01-02/16-29 «Об Основных положениях организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации»;

решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»;

решение Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 23.04.2014 № 5 «О развитии Национальной электронной библиотеки».

6.5. В обеспечении деятельности общедоступной библиотеки необходимо опираться на следующие документы:

Систему международных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ратифицированных к применению на территории Российской Федерации);

ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ Р 50691-94. Модель обеспечения качества услуг;

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения;

ГОСТ 7.50-2002. Консервация документов. Общие требования;

ГОСТ Р 52872-2007 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению;

ГОСТ Р 52874-2007 Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения;

Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390).

__________________________________________


Глоссарий (термины и определения, представленные в сводном плане работы РГБ по библиотечно-информационному обслуживанию пользователей на 2011 г.) / сост.: М.Я.Дворкина, Л.Н.Зайцева, М.Ю.Нещерет. — М.: РГБ, 2011.

ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. П. 3.1.19.

Определение термина «услуга» дано в соответствии с ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.

Людмила Куликова

Заслуженный работник культуры РФ,

зав. отд. стратегического

развития РНБ

Модельный стандарт деятельности

публичной библиотеки

(новая редакция)

Практика использования «Модельного стандарта…» помогла библиотекарям, особенно тем, кто работает в библиотеках небольших городов и сельской местности.

НА VI Ежегодной сессии Кон­ференции Российской биб­лиотечной ассоциации 24 мая 2001 г. (г. Саратов) был при­нят «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки». Он заложил первый камень в фундамент новой нор­мативной правовой базы деятельности публичных библиотек.

С его появлением в России впервые поставлен и решён вопрос о необходи­мости и целесообразности создания об­щественно-профессиональных библио­течных стандартов, кодексов, норм, ру­ководств.

Ценность подобных документов за­ключается в том, что они действуют в дополнение к законам, подкрепляя и развивая правовые нормы .

Документ получил признание в боль­шинстве российских регионах, особенно в процессе реализации на местах Феде­рального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . На его основе разрабатывалась норматив­ная база деятельности библиотек, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Многие регионы творчески по­дошли к оценке возможностей докумен­та, разработали и законодательно при­няли свои региональные модели, в ряде случаев продвинувшись дальше (Ростов-на-Дону, Пенза, Карелия, Архан­гельск и др.).

Практика использования «Модель­ного стандарта...» помогла библиотека­рям, особенно тем, кто работает в биб­лиотеках небольших городов и сельской местности, консолидировать усилия, сформировать позитивное отношение к публичной библиотеке как важному для общества и динамично развивающемуся социальному институту не только в своей профессиональной среде, но и со­знании местных органов власти и мест­ных сообществ.

Основная идеология «Модельного стандарта...» - всестороннее отраже­ние принципа доступности библиотеч­ного обслуживания, создание условий для обеспечения всем категориям гра­ждан доступа к знаниям, к информации и культуре, а именно:

Условия пространственной и физиче­ской доступности библиотеки (требо­вания к её размещению, режиму рабо­ты, комфорту и удобству пользования через организацию пространства биб­лиотеки и её оборудование);

Условия интеллектуальной и информа­ционной доступности библиотеки (требования к полноте и обновляемости библиотечного фонда и справочно-библиографического аппарата, к качеству и адресности библиотечных услуг, обогащению информационных ресурсов за счёт сетевого взаимодей­ствия, к организации и оформлению внутрибиблиотечного пространства);

Условия психологической доступности (требования к уровню профессио­нальной подготовки библиотекарей, к организации взаимодействия с мест­ным населением и общественностью, другими организациями и института­ми).

Результатом внедрения «Модельного стандарта деятельности публичной биб­лиотеки» стало появление модельных библиотек на базе общедоступных му­ниципальных библиотек. Так, в ряде субъектов России (Белгородская, Воро­нежской, Нижегородской, Рязанская, Самарская, Тверская области , республи­ка Чувашия и др.) созданы модельные сельские библиотеки - многофункцио­нальные информационно-культурные и образовательно-просветительские цен­тры." Такие библиотеки обеспечены комплектом социально значимых ин­формационных ресурсов (энциклопе­дии, справочные издания, образователь­ные программы) на различных носите­лях, оснащены базовым комплектом технических средств, получили доступ в Интернет.

«Модельный стандарт...» способ­ствовал и продолжает способствовать сохранению и защите публичных биб­лиотек, как основного гаранта доступа к информации, знаниям и культуре. Одна­ко, подобно всем документам такого ро­да, «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» требует обнов­ления. Примером тому может служить последовательная актуализация «Мани­феста ЮНЕСКО о публичной библио­теке». Он представлен мировой обще­ственности в обновляемых в разные го­ды редакциях (1949,1972,1994 гг.), в кото­рых, тем не менее, не изменяется прин­ципиальная оценка значения публичных библиотек в жизни общества и развитии демократии.

Побудительными основаниями об­новления «Модельного стандарта...» явились:

Стремительное общественное разви­тие в стране, административная и бюд­жетная реформы.

Тем самым возможно решение важ­ной социальной проблемы - преодоле­ние информационной изоляции местно­го населения, рассредоточенного на огромной территории России.

Большое значение имеет позиция са­мой библиотеки, её видение своей роли в жизни местного сообщества наряду или в сравнении с другими организация­ми и учреждениями.

Эта позиция всё более приобретает стратегический смысл и ставит каждую библиотеку перед выбором: оставаться «замкнутым, самодостаточным» учре­ждением. или действовать настолько ак­тивно. чтобы вступить в партнёрские отношения и успешно сотрудничать в достижении общих целей с другими ор­ганизациями и институтами общества.

Сотрудничество библиотек с други­ми сферами и организациями приносит

пользу, прежде всего, населению: ком­плекс услуг, полнота информации, пси­хологическая свобода. Для местной власти это наиболее оптимальное ре­шение болезненных вопросов финанси­рования.

При этом роль публичной библиоте­ки может быть ведущей, так как преи­мущества скрыты в самой природе это­го социокультурного института: это то место, где целенаправленно формируются фонды, собирается необходимая людям информация, куда часто заходят или где охотно общаются местные жи­тели; место, где обученные кадры про­фессионально способны обрабатывать всю местную информацию и распро­странять её среди тех, кому она больше всего необходима и полезна.

Именно публичная библиотека хра­нит и соединяет элементы различных культур, что позволяет ей успешно уча­ствовать в культурном процессе.

В новой редакции документа эта мис­сия публичной библиотеки также под­чёркивается:

«9.1. Публичная библиотека должна быть тем местом, куда каждый местный житель стремился бы приходить, чтобы получить информацию, взять домой или почитать в библиотеке интересную кни­гу, пообщаться с сотрудниками или сво­ими знакомыми, приобщиться к творче­ской деятельности, поучаствовать в культурном мероприятии и т. д.

С этой целью в библиотеке форми­руется особая атмосфера, создаются необходимые условия для лучшего об­служивания пользователей, для эффек­тивного использования библиотечно-информационных и материальных ре­сурсов, а также для обеспечения и со­блюдения мер безопасности».

В любом случае у библиотеки дол­жны быть условия, соответствующие направлению её деятельности.

Сегодня чуть ли не самой определяю­щей стратегией библиотеки становится способность библиотечных работников вести диалог с гражданами, с местной властью. Новая редакция обращает вни­мание на то, что:

«3.2. Общественные связи публичной библиотеки способствуют формирова­нию представлений о ней как о важном и динамично развивающемся социаль­ном институте, помогают находить под­держку со стороны органов местной власти, партнеров и спонсоров, местных жителей».

«3.3. Библиотека должна открыто де­монстрировать свою специфику, свои преимущества и проблемы, формируя свой положительный образ, опираясь на общественное мнение».

«2.6. Публичная библиотека осущест­вляет пропаганду чтения, с целью воспи­тания у граждан потребности в чтении и в образовании, начиная с юного возра­ста. С этой целью библиотека создает библиотечные коллекции, удовлетво­ряющие потребности подростков и мо­лодежи в сфере образования, культур­ного и информационного развития, творческого досуга, участвует в разра­ботке программ всеобщей грамотности, включая элементарную грамотность, чтение, информационную грамотность и непрерывное образование».

«2.7. В процессе культурно-просвети­тельской работы библиотека приобща­ет местных жителей к культурному на­следию. развивает способности воспри­нимать культуру и искусство, воображе­ние и творческое начало, участвует в ор­ганизации содержательного досуга и от­дыха граждан, в восстановлении их сил и здоровья.

Культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т. д.), а также образовательные, ин­формационные и иные программы и проекты библиотека организует и про­водит как самостоятельно, так и со­вместно с другими организациями».

И, конечно же, по-новому ставится вопрос о готовности библиотечных спе­циалистов к работе в современной биб­лиотеке:

«11.2. Сотрудники публичной библио­теки должны обладать профессиональ­ными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный уро­вень, развивать способность к творче­ской и созидательной деятельности. Все должны быть знакомы со своими слу­жебными обязанностями и правами.

Все сотрудники библиотеки обязаны ясно представлять цели и задачи, про­блемы и перспективы развития своей организации. Каждый сотрудник до­лжен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиоте­ки, выступать с инициативными предло­жениями по улучшению библиотечного обслуживания».

Модельный стандарт - 2001 год

1. Основные положения

2. Пользователи и обслуживание

3. Доступное размещение публичной биб­лиотеки

4. Ресурсы публичной библиотеки

5. Помещения библиотеки. Организация библиотечного пространства

6. Персонал публичной библиотеки

7. Связи публичной библиотеки с обще­ственностью

Модельный стандарт - 2007 год

1. Значение публичных библиотек

2. Публичная библиотека в жизни местного сообщества

3. Общественные связи публичной библио­теки

4. Доступное размещение и режим работы публичной библиотеки

5. Услуги публичной библиотеки

6. Библиотечно-информационные ресурсы

7. Формирование электронных ресурсов библиотеки

8. Организационные и технические реше­ния информатизации

9. Комфортная среда в библиотеке

10. Требования к размерам площадей

11. Персонал публичной библиотеки

12. Поддержка деятельности публичной библиотеки

// Библиотечное дело№ 16. - С. 13-15.

31 октября 2014 г. министром культуры РФ утвержден «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки». Мы публикуем текст документа , подписанного В. Р. Мединским.

На фото:презентация и подписание Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки в Российской государственной библиотеке

Стандарт, разработанный Министерством культуры Российской Федерации, адресован в качестве рекомендаций органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В обсуждении проекта данного документа активное участие принимала РБА, специалисты публичных и центральных библиотек субъектов РФ.

Отметим, что многие предложения профессионального сообщества учтены: повышенное внимание уделено культурно-просветительской деятельности библиотек, добавлены положения, определяющие предоставление услуг особым группам пользователей (детям и юношеству, людям с ограниченными возможностями) и др. Весьма важно, что изменен адресат рекомендаций: это уже не сами библиотеки, а их учредители – органы власти регионального и местного уровней. Именно на них в соответствии с действующим законодательством лежит ответственность за библиотечное обслуживание населения.

Однако, профессиональным сообществом было высказано принципиальное предложение, без которого модельный стандарт не может играть той роли, которая ему отводится как важному документу в системе государственного нормативно-правового регулирования. Речь идет об отсутствии в стандарте требований к ресурсному обеспечению библиотек: без нормативов размещения сети библиотек, обеспечения книжными и иными ресурсами, материально-технической базы и др., «стандарт» повисает в воздухе, ибо не приводит показателей, необходимых органам власти для его реализации на практике.

По мнению профессионалов, без нормативов ресурсного обеспечения библиотек, стандарт может привести к отрицательным последствиям. Почему? Деятельность библиотек будет произвольно оцениваться учредителями, исполняющими полномочия по организации библиотечного обслуживания населения. При этом закреплены минимальные, но если вчитаться в положения стандарта, то довольно высокие требования к различным видам работ и услуг, предоставляемых общедоступными библиотеками. Можно предположить, что в случае, если деятельность библиотеки не будет соответствовать требованиям модельного стандарта, то ее можно просто закрыть. Что сегодня, к сожалению, и происходит во многих регионах страны, где власти используют любые средства для выполнения показателей «дорожных карт» и Указа Президента РФ №597. Так, в 2013 г. общедоступных библиотек в стране стало меньше на 700 единиц, а, значит, стало как бы больше библиотек, подключенных к сети Интернет, и меньше библиотекарей, получающих низкую заработную плату.

В рамках аналитических отчетов библиотек субъектов РФ важно проследить, как органами власти и местного самоуправления будет использоваться «Модельный стандарт» в различных регионах России, к каким последствиям для библиотечной сети это приведет. Будем благодарны за оперативную информацию о внедрении модельного стандарта в вашем регионе.

Учитывая, что «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» утвержден Министром культуры и стал частью системы рекомендательных нормативных актов федерального уровня, представляется важным определить пути извлечения пользы из данного документа, и исключить возможные «перегибы» в отношении общедоступных библиотек. Необходимо продолжать использовать Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки РБА (2008 г.), который, во-первых, остается действующим рекомендательным документом и, во-вторых, существенно дополняет новый документ в части ресурсного обеспечения библиотек.