Скачать презентацию на тему логопедический массаж. Логопедический массаж презентация к уроку по логопедии на тему

Слайд 2

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Слайд 3

Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия.

Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Слайд 4

Физиологическое действие массажа.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на ЦНС. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры.

Слайд 5

Основные цели логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.); стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Слайд 6

Краткие анатомо-физиологические сведения.

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.

Слайд 7

Мышцы головы.

  • Слайд 8

    Мышцы шеи.

  • Слайд 9

    Мышцы окружности рта.

  • Слайд 10

    Полость рта.

  • Слайд 11

    Полость рта и носа в разрезе.

  • Слайд 12

    Мышцы языка (вид снизу).

  • Слайд 13

    Полость рта. Мышцы зева и языка.

  • Слайд 14

    Нервы головы и шеи

    1 – лицевой нерв; 2 – ветви лобного нерва; 3 – подглазничный нерв (от второй ветви тройничного нерва) ; 4 – подбородочный нерв (от третьей ветви тройничного нерва)

    Слайд 15

    Предварительная диагностика.

    Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц (путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

    Слайд 16

    Показания к применению массажа в логопедической практике. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

    Слайд 17

    Противопоказания к назначению массажа.

    Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде. Конъюнктивиты. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты. Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта. Наличие увеличенных лимфатических желёз. Резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

    Слайд 18

    Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, тёплом и хорошо проветриваемом помещении. В среднем может быть достаточно двух-трёх процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения и возраста пациента. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 мин.

    Слайд 19

    Основные приёмы массажа.

    Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация и поколачивание. Плотное нажатие.

    Слайд 20

    Поглаживание – это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Лёгкое поглаживаниеготовит мышцы для более сильного воздействия. Мышечный тонус снижается. Устанавливается диафрагмальное дыхание. Поверхностное поглаживание– самый мягкий, щадящий приём. Работает вся кисть (ладонь), контакт еле ощутимый. Этот массаж не вызывает покраснений. Выполнять движения надо: медленно (1,2,3 – 4 руки убрали); ритмично (имеет седативный эффект + форма аутогенной тренировки, ритм речи и движений совпадает). Глубокое, обхватывающее поглаживание.Данный приём оказывает расслабляющее и регулирующее воздействие (лёгкое возбуждение). Ладони плотно и равномерно прилегают к контуру лица и шеи («обтекают» все контуры). Поглаживание непрерывное, медленное, ритмичное. Граблеобразное поглаживание. Это дополнительный метод воздействия для общей релаксации. Пальцы широко разведены, производим поглаживание подушечками пальцев под волосами (по сухожильному шлему) в разных направлениях: от затылка кпереди. Чем больше угол, тем сильнее воздействие.

    Слайд 21

    Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Вибрация (лёгкая.) Снижает тонус мышц. Улучшает внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Плотное нажатие. Проводится в местах выхода пучков нервных окончаний, БАТ. Плотное нажатие – это окончание поглаживания.

    Слайд 22

    массаж

    Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация. расслабляющий активизирующий

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ» Подготовили студенты МГПУ ИСОиКР заочного отделения кафедры логопедии 35 группы: Фролова А., Вукотич М., Молоканова Е., Ермакова А.

    Логопедический массаж: Активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

    Проблемой логопедического массажа занимались: И. И. Панченко, 1979; Е. М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, 1985; Е.Е. Шевцова, 1993; Е.П. Недорезова, 1995; И. В. Блысина, В. А. Ковшиков, 1995; О.Г. Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; Дьякова Е.А., 2005.

    Анатомо-физиологическое действие: улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. улучшает ее питание, повышает обменные процессы. капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). улучшается функция лимфатических сосудов. существенно изменяется состояние мышечной системы. (повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки) массаж позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

    Области воздействия при массаже: Логопедический массаж выполняется в основном в области: мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба)

    Анатомическое строение массажных зон: Область рта ограничена: спереди - губами, по бокам - щеками, сверху - нёбом (твердым и мягким), снизу - языком и мышцами, образующими дно полости рта. Сзади, через перешеек зева, полость рта сообщается с глоткой и носоглоткой.

    ГУБЫ: Губы - две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель. Концы ротовой щели носят название углов рта. Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности. Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка.

    Щёки: - Образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри - слизистой оболочкой. - Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка. - В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желёз.

    Язык: - Мышечный орган, покрытый сверху, с боков и частично снизу слизистой оболочкой. - В языке различают две части: переднюю - свободную часть (тело языка) и заднюю часть (корень языка). - Тело языка заканчивается закругленной верхушкой языка, или кончиком. - Верхняя поверхность языка называется спинкой языка. - На ней в продольном направлении расположена срединная борозда языка, которая делит тело языка на правую и левую части. - Соответственно этой борозде вся мускулатура языка делится на две половины посредством фиброзной (соединительнотканной) пластинки, или перегородки, языка, которая расположена в толще языка.

    Нёбо мягкое и твердое: Его передняя часть - твердое нёбо - имеет костную основу. Задняя часть - мягкое нёбо - в основном образована мышцами и слизистой оболочкой, в которой расположены нёбные железы.

    Уздечка языка: От нижней поверхности языка до десен идет складка слизистой оболочки.

    Задачи логопедического массажа: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих); стимуляция проприоцептивных ощущений; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; укрепление глоточного рефлекса; афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

    МЕТОДЫ: ПРИЕМЫ: Дифференцированный логопедический массаж; Зондовый массаж; Щеточный; Пассивная и активная артикуляционная гимнастика; Голосовые и дыхательные упражнения; Искусственная локальная контрастотермия. Поглаживание: - поверхностное; - глубокое обхватывающее; -граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие.

    Поглаживание - применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание. A. Поверхностное поглаживание. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры. Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично. Б. Глубокое обхватывающее поглаживание. Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

    Граблеобразное поглаживание. Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

    РАСТИРАНИЕ: Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц. Техника выполнения: растирание может выполняться подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

    РАЗМИНАНИЕ: Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. - При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других четырех пальцев. - Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукружно и спиралевидно. - Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. - При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

    ВИБРАЦИЯ и ПОКОЛАЧИВАНИЕ: Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Техника выполнения: Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Поколачивание, или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.

    ПЛОТНОЕ НАЖАТИЕ: Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах вы хода пучков нервных окончаний. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

    СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ: __Зондовый___ __Пальцевой__ __Зубными____ __щетками___ ___ Шпатели___

    Оборудование для логопедического массажа:

    Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры Движения от периферии к центру; Движения- легкие, скользящие, слегка прижимающие (не растягивающие); Каждое движение выполняем 5-8 раз. Циклы по 10-20 сеансов. Сеанс от 2 до 6 минут. Максимальное время сеанса – 20 минут.

    Расслабляющий артикуляционный массаж. Поглаживания: От лба к вискам; От бровей к волосистой части головы; От линии лба вниз по щекам, подбородку, шее; От мочки уха к крыльям носа; Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; Надавливающий массаж от корней волос вниз; Расслабление губной мускулатуры: поглаживание: - верхней и нижней губы от углов рта к центру; верхней губы сверху вниз; нижней губы снизу вверх; носогубных складок; точечный массаж губ (по круговой мышце рта); постукивание.

    Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры Движения от центра к периферии: Поглаживания; Растирания; Разминания; Пощипывания; Вибрация. После 4-5 легких движений – сила увеличивается. Движения надавливающие (не болезненные). Каждое движение повторяется 5-8 раз.

    Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам поглаживание лба от бровей к волосам поглаживание бровей поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам сжимание подбородка ритмичными движениями разминание скуловой и щечной мышц(спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи) пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам; поглаживание от середины нижней губы к углам; поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; пощипывание губ; покалывание губ.

    Массаж язычной мускулатуры: зондовый, пальцевый, щеточный. Перед началом массажа определить степень и границу глоточного рефлекса. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта, удерживая язык марлевой салфеткой. При спастичности языка - расслабляющий массаж. При гипотонии – укрепляющий массаж. ЦЕЛИ: Нормализация тонуса; Включение в деятельность новых групп мышц; Увеличение интенсивности работы ранее включенных групп мышц; Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; Уменьшение саливации; Афферентация в речевые зоны кгм.

    Приемы массажа язычной мускулатуры: поглаживание языка в различных направлениях - от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы) -от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы) -круговые, спиралевидные движения похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно(ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы) «ПРОКАЧИВАНИЕ» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движения снизу вверх под языком) покалывание языка (игольчатым зондом) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком распластывание языка маленькой клизмой - спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи)

    Логопедический массаж активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.


    Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; 3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) стимуляция кинестетических ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


    Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


    В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.


    В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации: Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами. Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет


    Разминание - смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее. Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­кивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


    Комплексы сегментарного массажа по Новиковой Е.В После общего расслабления можно переходить к логопедическому массажу «Солдат и тряпичная кукла». Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин..


    Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон: 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


    Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Использование логопедического массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.


    Физиологическое действие массажа В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.




    Логопедический массаж выполняется в области мышц речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.


    На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении.


    На кровеносную и лимфатическую систему. Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но, рефлекторно, и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается кислородный газообмен между кровью и тканью и происходит как терапия тканей так и лимфатической системы..


    Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти тоже способствуют расслаблению жевательных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких массажных движений ребёнку дают отдохнуть.


    Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры. Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


    Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


    Проводят следующие приёмы массажа языка. Поглаживание языка от его средней части к кончику. Постепенно можно продвигаться ближе к корню языка Зигзагообразное поглаживание от середины языка к кончику. Поглаживание от серединной линии языка в стороны. Поглаживание переднего края языка (по периметру) и от серединной линии в стороны по краю языка




    Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо ­ ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


    «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


    После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.








    Универсальный комплекс упражнения для массажа языка Цель: укрепление язычной мускулатуры. Логопедический массаж может проводиться как на индивидуальных занятиях с логопедом, так и заботливым родителем дома. Массаж языка может проводиться с помощью деревянного шпателя, массажного зонда, зубной щетки или носового платка. Упражнения 1, 2, 3 повторяют по 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение секунд, способствуют активизации мышц языка. Эффективен при задержки речи, при тяжелых речевых расстройствах




    Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность.








    Показания к применению массажа в логопедической практике Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевы­ми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нару­шения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.


    Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия Логопедический массаж часть комплексной психолого- педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.





    Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений.









    Физиологическое действие массажа Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мьшц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека.


    Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.


    Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой.


    При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС, Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.


    Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.


    Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.


    Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению- активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Функция мышц неразрывно связана с сухожильно- связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.


    Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.




    Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляцион­ного аппарата; 3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);


    4) стимуляция проприоцептивных ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


    Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


    В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.






    1. Поглаживание рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами.




    3. Разминание смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее.


    4. Вибрация передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: прерывистая с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­ кивание). Она стимулирует мышцы; непрерывная колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


    О ТОНУСЕ МЫШЦ Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») пониженным (гипотонус). Определение тонуса лучше проводить в положении лёжа, когда мышцы ребёнка максимально расслаблены.


    В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, её ощупывание безболезненно. При гипертонусе мышцы более плотные, напряжённые, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые.










    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА Для проведения массажа необходимо оборудовать место. Это может быть прямая кушетка (без подголовника), на которой ребёнок лежит на спине. На кушетку можно постелить лёгкое одеяло и простыню. Под шею ребёнка и колени подкладывается валик, чтобы шейный отдел позвоночника был зафиксирован, а голова была слегка запрокинута назад.




    Массаж не рекомендуется проводить сразу после приёма пищи. Перед проведением процедуры логопед должен тщательно вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть тёплыми. Лучше не употреблять для мытья рук мыло с сильным запахом (т. к. это может быть неприятно ребёнку).




    Расслабление шейной и грудной мускулатуры. Расслабление мышц рук и ног Сеанс массажа начинают с приёмов общего расслабления (релаксации). Релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены и ребёнок дышит свободно. Наиболее удобными позами являются положение лёжа или полулёжа:




    Расслабление ног Ноги согнуты в коленях, ступни стоят на кушетке. Логопед покачивает ноги ребёнка, удерживая их за колени, из стороны в сторону, как бы легко перекидывая их из одной руки в другую вправо-влево. Затем с высоты 5 см ноги легко «бросаются» на кушетку.


    Расслабление рук Поочерёдное потряхивание паль­цев руки, затем предплечья и всей руки. Логопед при этом приговаривает: «Пальчики полетели, кисть полетела, вся ручка полетела. Полетела, полетела и упала». Затем рука «бросается» на кушетку со словами: «Отдыхают ручки, отдыхают ножки».






    Массаж мышц шеи Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин. Сюда можно включить расслабляющие упражнения для мышц шеи, описанные выше.


    Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон. 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


    Массаж щёк и круговой мышцы рта 1. Лёгкое разминание щёк подушечками 23 пальцев. Движения круговые по всей поверхности щеки. 2. Пощипывание указательным и большим пальцами. Выполнять очень легко. Рекомендуется при гипотонусе. (При спастичности мышц и на первых сеансах массажа выполнять не рекомендуется!) 3. «Пальцевой душ», или лёгкое похлопывание подушечками пальцев по всей поверхности щеки. 4. Похлопывание по надутым щекам. Губы ребёнка сжаты, щеки надуты. При похлопывании щёк ребёнок старается удержать их в надутом состоянии


    5. Массаж щёк и круговой мышцы рта. Массаж круговой мышцы рта проводится с внутренней сто­роны щёк шпателем с соской или пальцем в на­пальчнике. Ребёнка просят открыть рот, соской (или пальцем в напальчнике) щёки масси­ руются с внутренней стороны лёгкими круговыми движениями. Таким же образом соска проходит под верхней губой, затем массируются другая щека и внутренняя сторона нижней губы. И так 35 раз


    После массажа щёк и круговой мышцы рта рекомендуем выполнить упражнения, укрепляющие мускулатуру щёк. 1. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удер­живая их в каждом положении 35 секунд «толстячки худышки». 2. Ребёнок поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую, «шарики». 3. Круговые движения языка с внутренней стороны щёк и губ: правая щека под верхней губой левая щека под нижней губой. «Нарисовать» 5 6 кругов в одну и другую стороны «рисуем кружок». 4. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 23 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!» «самовар». 5. Изотонические упражнения для щёк.


    Массаж, расслабляющий мышцы языка 1. Вибрация указательными пальцами под углами нижней челюсти. Установить пальцы на этих точках и производить лёгкие вращательно-вибрирующие движения в течение 1015 секунд. 2. Поглаживание по краю нижней челюсти в направлении от подбородка к ушам тыльными сторонами ладоней. 3. Установить указательный или средний палец в подчелюстной области и производить лёгкие вращательные движения в течение 1015 секунд.


    Массаж носогубных складок Данный массаж особенно рекомендуется при асимметрии, сглаженности носогубных складок. 1. Поглаживание вдоль носогубных складок сверху вниз указательными или средними пальцами. 2. Поглаживание от носогубных складок в стороны. Указательные пальцы помещаются на носогубные складки и выполняют лёгкие поглаживающие движения в стороны


    3. Спиралевидные движения с одновременным продвижением по носогубным! складкам вниз. 4. Разминание носогубных складок. Лёгкие точечные движения по носогуб-ным складкам. 5. «Пальцевой душ». Лёгкое похлопывание подушечками 12 пальцев по ходу носогубной складки.


    Массаж губ Массаж губ ребёнка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук. 1. Поглаживание над верхней и под нижней губой от середины к краям. 2. Поглаживание по верхней и нижней губе от середины к уголкам губ. 3. Разминание губы между большим и указательным пальцами. Указательный палец вводится между губой и зубами подушечкой «к себе». Большой «перетирает» губу вокруг подушечки указательного. Массаж проводится с верхней и нижней губами


    Далее можно сделать пассивную гимнастику. Предлагаем следующие приёмы. 4. Собираем губы в «складочку». Указательные пальцы помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Дви­жения направлены к средней линии так, что губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается и с нижней губой. 5. Пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения направле­ны вниз по нижней губе, обнажая нижнюю десну и вверх по верхней губе, обнажая верхнюю десну. 6. «Улыбка трубочка». Пальцы логопеда помещаются в углы рта, губы рас­тягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».


    Данные приёмы пассивной гимнастики помогают детям перейти к самостоятельному выполнению этих упражнений: похлопывание, или «пальцевой душ», по всей поверхности губ; выполняется очень легко указательным и средним пальцами руки; пощипывание проводится от средней линии к уголкам губ; рекомендуется при гипотонии мышц губ.


    Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры.


    Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


    Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


    Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти, описанное выше, тоже способствуют расслаблению жеватель­ных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких мас­сажных движений ребёнку дают отдохнуть.








    Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо­ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


    «Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­ цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


    После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.


    Список литературы: АрхиповаЕ.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ. Астрель, 2008 Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. – М., Блыскина И. В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных рас­стройств. СПб.: Сатис, Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М., 2001.


    Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Академия, Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – Волгоград: Учитель., 2009


    Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М.: Гном и Д, Сиротюк В. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «Детство- пресс», 2007.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. Составила: учитель-логопед Шубарова И.А. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. МЕСТО МАССАЖА В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ МАССАЖА. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на ЦНС. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Основные цели логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.); стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. КРАТКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. МЫШЦЫ ГОЛОВЫ. МЫШЦЫ ШЕИ. МЫШЦЫ ОКРУЖНОСТИ РТА. ПОЛОСТЬ РТА. ПОЛОСТЬ РТА И НОСА В РАЗРЕЗЕ. МЫШЦЫ ЯЗЫКА (ВИД СНИЗУ). ПОЛОСТЬ РТА. МЫШЦЫ ЗЕВА И ЯЗЫКА. НЕРВЫ ГОЛОВЫ И ШЕИ 1 – лицевой нерв; 2 – ветви лобного нерва; 3– подглазничный нерв (от второй ветви тройничного нерва) ; 4– подбородочный нерв (от третьей ветви тройничного нерва) ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц (путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Показания к применению массажа в логопедической практике. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ МАССАЖА. Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде. Конъюнктивиты. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты. Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта. Наличие увеличенных лимфатических желёз. Резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА. Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, тёплом и хорошо проветриваемом помещении. В среднем может быть достаточно двух-трёх процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения и возраста пациента. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 мин. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА. Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация и поколачивание. Плотное нажатие. Поглаживание – это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Лёгкое поглаживание готовит мышцы для более сильного воздействия. Мышечный тонус снижается. Устанавливается диафрагмальное дыхание. Поверхностное поглаживание – самый мягкий, щадящий приём. Работает вся кисть (ладонь), контакт еле ощутимый. Этот массаж не вызывает покраснений. Выполнять движения надо: медленно (1,2,3 – 4 руки убрали); ритмично (имеет седативный эффект + форма аутогенной тренировки, ритм речи и движений совпадает). Глубокое, обхватывающее поглаживание. Данный приём оказывает расслабляющее и регулирующее воздействие (лёгкое возбуждение). Ладони плотно и равномерно прилегают к контуру лица и шеи («обтекают» все контуры). Поглаживание непрерывное, медленное, ритмичное. Граблеобразное поглаживание. Это дополнительный метод воздействия для общей релаксации. Пальцы широко разведены, производим поглаживание подушечками пальцев под волосами (по сухожильному шлему) в разных направлениях: от затылка кпереди. Чем больше угол, тем сильнее воздействие. Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Вибрация (лёгкая.) Снижает тонус мышц. Улучшает внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Плотное нажатие. Проводится в местах выхода пучков нервных окончаний, БАТ. Плотное нажатие – это окончание поглаживания. МАССАЖ расслабляющий активизирующий Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация.

  •