Инструктивное письмо департамента. Y

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия , ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1 . Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2 .
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

  • с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
  • с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
  • с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
  • с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной , дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними про водятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а)
проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б)
осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

Заместитель Министра Е.Е. Чепурных

Приложение 1

Список обучающихся, имеющих нарушения

в развитии устной и письменной речи

(заполняется учителем-логопедом
после обследования обучающихся)

Приложение 2

Речевая карта


(заполняется на каждого обучающегося,
зачисленного в логопедический пункт)

1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: cлoвapь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания :
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 3

Предельная наполняемость групп обучающихся,
имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся Предельная наполняемость (чел.)
Общеобра-

женное в городе

Общеобра-
зовательное учреждение, располо-
женное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 до 3
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) до 5 до 4
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) до 6 до 5
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи до 4 до 2
С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи до 5 до 4
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи до 6 до 5
Заикающиеся до 4 до 3
С недостатками произношения отдельных звуков до 7 до 6

Ленные ОНР

Нару-
шения чтения и письма, обуслов-
ленные ФФН
Выявлено обучающихся 1 класс 2-4 классы Зачислено в логопедический класс 1 класс 2-4 классы Отчислено из логопедического пункта 1 класс 2-4 классы Оставлено в логопедическом пункте 1 класс 2-4 классы Выбыло 1 класс 8. Умывальник 1 шт. 9. Классная доска 1 шт. 10. Шкафы для пособий 2-3 шт. 11. Стол канцелярский 1 шт. 12. Стулья 5 шт. 13. Комплект «парта-стул» 8 шт. 14. Песочные часы 1 шт. 15. Секундомер 1 шт. 16. Метроном 1 шт. 17. Магнитофон 1 шт. 18. Проигрыватель 1 шт. 19. Набор пластинок 20. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт. 21. Кодоскоп 1 шт. 22. Экран 1 шт. 23. Видеомагнитофон 1 шт. 24. Компьютер 1 шт. 25. Дискеты

;Инструктивное письмо; Минпроса РСФСР от 14.08.1981 N 243-М

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

Министерство просвещения РСФСР направляет для использования в практической работе Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах системы Министерства просвещения СССР.

Просим ознакомить с их содержанием методистов ИУУ, инспекторов рай(гор)оно, заведующих рай(гор)методкабинетами, директоров школ, учителей биологии, а также включить рассмотрение данных Правил в содержание курсовой подготовки слушателей ИУУ.

Заместитель министра

просвещения РСФСР

А.И.ШУСТОВ

Утверждаю

Заместитель министра

просвещения СССР

Ф.Е.ШТЫКАЛО

Согласовано

ЦК профсоюза работников

просвещения, высшей школы

и научных учреждений

Министерство

здравоохранения СССР

ПРАВИЛА

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ СИСТЕМЫ

МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

I. Общие положения

1. Настоящие правила по технике безопасности распространяются на все типы общеобразовательных школ, школ-интернатов и спецшкол системы Министерства просвещения СССР.

2. Согласно Уставу средней общеобразовательной школы, одобренному постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года N 749 (пункт 7), учебная работа по дисциплине биологии, как и другим дисциплинам, проводится в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами и программами.

3. Должностные лица, ответственные за обеспечение безопасной работы в кабинетах (лабораториях) биологии, на школьных учебно-опытных участках и экскурсиях, руководствуются в своей работе по охране труда Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР, утвержденным приказом министра просвещения СССР от 24 декабря 1971 года N 101.

4. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (лабораторией) биологии, учителя биологии, руководители биологических кружков, руководители работ на школьном учебно-опытном участке обязаны обеспечить безопасные условия труда в кабинете (лаборатории) биологии, на школьном учебно-опытном участке, а также на объектах, где проводятся экскурсии, и несут личную ответственность за нарушения техники безопасности в производственной санитарии.

5. Заведующий кабинетом (лабораторией) биологии и учителя биологии:

а) обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов и др.;

б) ведут паспорт на кабинет биологии и имеющееся в нем оборудование, приборы;

в) систематически инструктируют учащихся по технике безопасности.

6. Заведующий кабинетом (лабораторией) биологии, учителя этого предмета и руководители кружков один раз в 5 лет проходят курсовую переподготовку с аттестацией по охране труда.

7. Инструкции по технике безопасности для учащихся во время лабораторных занятий, практических работ на учебно-опытном участке и экскурсий в природу, разработанные заведующим кабинетом (лабораторией) и заведующим учебно-опытным участком с учетом местных условий, согласованные с местным комитетом профсоюза и утвержденные директором школы, должны быть вывешены в кабинете (лаборатории) биологии на видном месте (типовые инструкции по технике безопасности даны в приложениях 1, 2, 3, 4 к настоящим Правилам).

II. Требования к помещению кабинета (лаборатории)

биологии и лаборантской

1. Кабинет (лабораторию) биологии целесообразно размещать на первом этаже.

2. Окна кабинета (лаборатории) должны быть ориентированы на юг, юго-восток, восток.

3. Санкцию на ввод в эксплуатацию кабинета (лаборатории) биологии при приеме школы к новому учебному году дает комиссия с участием представителей органов народного образования и санэпидслужбы, шефствующих предприятий, профсоюзной организации, органов государственного пожарного надзора, а в необходимых случаях и представителей Госгортехнадзора.

4. Помещения кабинета (лаборатории) биологии, лаборантской и уголка живой природы должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил СНиП II-65-73 Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования.

Примечание. При реконструкции школьных зданий должны быть выполнены требования действующих норм проектирования.

5. Площадь помещения кабинета (лаборатории) должна составлять 66 кв. метров, а лаборантской - не менее 16 кв. метров. Высота помещения - 3,3 м.

В школах на 50 классов (1960 учащихся) должно быть два кабинета (лаборатории) биологии площадью 66 кв. метров каждый и две лаборантских площадью 16 кв. метров каждая.

Лаборантскую следует располагать смежно с кабинетом (лабораторией) биологии со стороны классной доски и соединить с кабинетом (лабораторией) дверью. Из лаборантской необходимо предусмотреть второй выход в коридор или рекреацию школы.

Уголок живой природы следует размещать не в лаборантской, а в специальном помещении, желательно вблизи от кабинета (лаборатории) биологии.

6. Удобство и безопасность работы в кабинете (лаборатории) биологии обеспечиваются размещением лабораторной мебели и оборудования. Размеры лабораторных столов подбираются соответственно ГОСТу 19314-73 Столы ученические лабораторные (высота 660, 720, 780 мм, размер рабочей плоскости - 120 x 600 кв. мм). Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно составлять не менее 800 мм, удаленность последнего места учащихся от классной доски - не более 10 м.

7. Содержание некоторых комнатных растений на окнах кабинета (лаборатории) биологии и лаборантской допустимо в строго ограниченных пределах, определяемых нормами освещенности школьных помещений (см. пункт 1 раздела III настоящих Правил). Остальные растения размещаются на специальных подставках. В кабинете (лаборатории) биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай).

8. В школьном уголке живой природы, расположенном в помещении школы, допустимо содержать аквариумных рыб, а также других обитателей аквариума (моллюсков, гидр, низших рачков); дождевых червей, пресмыкающихся (черепах, ужей, ящериц) - в террариумах; птиц - в клетках. Млекопитающих - кроликов, хомяков, морских свинок и др. - рекомендуется содержать в особом помещении, расположенном вне здания школы, так как они издают неприятный запах. Все животные школьного уголка живой природы должны быть проверены ветврачом. Содержание диких хищников, хищных птиц и ядовитых животных в школьном уголке живой природы категорически запрещается.

9. Температура воздуха в помещении кабинета (лаборатории) биологии и в лаборантской должны поддерживаться в зависимости от климатических районов: для I А, I Б, I Г климатических подрайонов - плюс 21 °C; II, III климатических районов, I В и I Д климатических подрайонов - плюс 18 °C; IV климатического района - плюс 17 °C. Влажность воздуха - от 30 до 60%.

10. Пребывание детей в помещении кабинета (лаборатории) биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя биологии.

III. Освещение, газовая сеть, водоснабжение,

пожарная безопасность

1. Естественное и искусственное освещение кабинета (лаборатории) биологии обеспечивается соответственно требованиям главы СНиП II-4-79 Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования.

Коэффициент естественной освещенности кабинета (лаборатории) биологии должен составлять не менее 1,5%.

В качестве источников света надлежит применять преимущественно люминесцентные лампы. При освещении лампами накаливания следует применять светильники полностью отраженного или преимущественно отраженного светораспределения.

Наименьшая освещенность рабочей поверхности вертикальной плоскости на доске и горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола в кабинете (лаборатории) биологии и в лаборантской может достигать при системе общего освещения 300 лк.

Лампы светильников в случае выхода из строя подлежат немедленной замене.

Светильники искусственного освещения необходимо содержать в чистоте, их очистка производится не реже одного раза в 3 месяца. Очистка стекол световых проемов производится не реже 2 - 3 раз в год.

2. При наличии в кабинете (лаборатории) биологии газовой сети директор школы обеспечивает ежегодно:

техническую проверку этой сети;

обучение и аттестацию лиц, обслуживающих эту сеть. Газовая сеть должна быть полностью герметизирована, прочно закреплена и доступна для проверки герметичности.

Чтобы прекращать подачу газа во все газовые точки кабинета (лаборатории) на периоды, когда он не используется, на ответвлении от общей газовой магистрали в помещении, недоступном для учащихся (лаборантской), устанавливается общий газовый кран, окрашенный в красный цвет. При наличии утечки газа пользование кабинетом (лабораторией) биологии категорически запрещается впредь до устранения неисправности газовой сети. Газовая сеть кабинета (лаборатории) биологии подлежит обязательной проверке не реже одного раза в год.

3. В помещении кабинета биологии и в лаборантской устанавливается по водопроводному крану и раковине с гидравлическим затвором.

4. Обеспечение пожарной безопасности в кабинете (лаборатории) биологии определяется Типовыми правилами пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских садов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР, утвержденными Министерством просвещения СССР 3 января 1969 года и согласованными с Главным управлением пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР 6 января 1969 года.

Кабинет (лаборатория) биологии должен быть оснащен следующим противопожарным инвентарем: огнетушители пенные и углекислотные, ведро с песком и совком.

IV. Хранение материалов и инструментов, представляющих

опасность для здоровья учащихся

1. Все химикалии следует хранить в лаборантской в запертом глухом (со сплошными дверцами без стекол) шкафу.

2. Жидкие химикалии и растворы хранятся в толстостенных склянках с притертыми пробками, а твердые - в толстостенных банках с притертыми пробками, каждая склянка или банка с четко написанной этикеткой помещается в определенном, установленном месте. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат обязательному уничтожению.

3. В кабинете (лаборатории) биологии нельзя хранить концентрированные кислоты и щелочи в сухом виде. Эти вещества должны находиться в кабинете (лаборатории) биологии в виде растворов тех концентраций (не выше 10%), которые требуются для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных занятий. Кислоты и щелочи хранятся на специально отведенных для них полках.

4. Сосуды с огнеопасными веществами, такие как этиловый спирт, бензин, должны иметь этикетку с надписью огнеопасно, сделанную красным цветом. Перманганат калия нельзя хранить в непосредственной близости с крахмалом, углем, которые в присутствии окислителя легко воспламеняются.

6. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых шкафах с глухими (неостекленными) дверными створками.

V. Правила по технике безопасности при проведении

лабораторных занятий, практических работ, демонстрационных

опытов в помещении кабинета (лаборатории) биологии

Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете (лаборатории) биологии для учащихся должна быть вывешена на видном месте (приложение 1). Здесь же вывешиваются инструкции по технике безопасности во время экскурсий (приложение 2) и инструкции по технике безопасности во время работы на учебно-опытном участке (приложение 3).

Особенно важно следить за соблюдением правил техники безопасности во время лабораторных занятий, практических работ учащихся, а также при демонстрации экспериментов. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл) проводится инструктаж учащихся о правилах работы с ними. Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки (ножницы - за кольца), не направлять их заостренные части на себя и на соседей. При повторном применении тех же инструментов необходимо предложить самим учащимся рассказать о технике безопасности при пользовании ими. Это относится, например, к таким работам из школьных курсов биологии, как изготовление микропрепаратов (V, VI, VIII, X классы), черенкование комнатных растений (V класс).

1. Запрещается зажигать одну спиртовку от другой. Гасить спиртовку разрешается только колпачком. В нерабочем состоянии спиртовки следует хранить в металлических ящиках.

2. Категорически запрещается иметь в кабинете (лаборатории) биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью накаливания.

3. При наличии в кабинете (лаборатории) биологии газовой сети ее включение производится учителем, ведущим занятие, путем поворота общего газового крана только на время лабораторной работы или демонстрационного опыта, требующих нагревания на пламени. Перед включением сети все краны на демонстрационном и лабораторных столах должны быть закрыты. Сразу по окончании лабораторной работы или демонстрационного опыта учитель проводит повторную проверку кранов на демонстрационном и лабораторных столах, после чего выключает газовую сеть.

Перед проведением лабораторных работ, во время которых нагревание проводится на пламени газовых горелок, учитель инструктирует учащихся, сопровождая инструктаж необходимым показом: зажигание проводить от зажженной спички, после поднесения которой к отверстию горелки газ включается путем поворота крана; регулируя поток воздуха в горелку, добиться сине-фиолетовой окраски пламени (желтая его окраска свидетельствует о неполном сгорании газа, причем происходит выделение в воздух ядовитого угарного газа); в случае распространения пламени внутрь горелки (проскакивания) погасить горелку, дать ей остыть, закрыть подачу воздуха и вновь зажечь горелку; гасить горелку, только прекращая подачу в нее газа путем закрывания крана.

4. Перед началом лабораторных работ, во время которых используется открытое пламя спиртовой или газовой горелки, учащихся необходимо предупредить о возможном воспламенении волос и одежды при неправильном использовании горелок.

5. При проведении лабораторных работ с нагреванием жидкостей в пробирках учитель обязан сообщить учащимся правила техники безопасности: не направлять отверстие пробирки на себя или на окружающих во избежание тяжелых ожогов, которые может вызвать выплеснувшаяся при закипании жидкость; закреплять пробирки в зажимах штативов или в специальных ручных зажимах. Необходимо категорически запретить придерживание пробирок бумажными полосками. Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов работы. К числу лабораторных работ, требующих кипячения жидкости в пробирках, принадлежит, например, изучение действия слюны на крахмал и желудочного сока на белки (VIII класс).

6. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне категорически запрещается. Такие опыты проводятся только на водяной бане (например, обесцвечивание листьев в кипящем спирту (V класс), получение спиртовой вытяжки хлорофилла (по курсам V и X классов).

7. При проведении лабораторных работ с использованием стеклянного лабораторного оборудования (пробирок, химических стаканов, предметных и покровных стекол и т.д.) необходимо ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с этим оборудованием. Нельзя сильно нажимать пальцами на хрупкие стенки пробирок, химических стаканов; во избежание ранения пальцев предметные стекла необходимо брать легко за края.

8. Для проведения лабораторных работ с фиксированным в формалине материалом необходимо накануне занятия извлечь его из раствора и тщательно промыть под сильной струей воды.

9. В ходе лабораторных работ учащимся запрещается прикасаться руками к порошкообразным химикалиям и надлежит набирать их специальными неметаллическими ложечками. При использовании растворов кислот и щелочей необходимо проинструктировать учащихся о технике безопасности при работе с этими веществами: наливать их только в стеклянную посуду, не допускать их попадания на кожу и одежду, при разведении растворов кислот приливать их к воде. Приливание воды к растворам кислот запрещается.

10. В кабинете (лаборатории) биологии обязательно имеется аптечка для оказания первой помощи при травмах (приложение 5).

11. При использовании спирометра и дыхательных клапанов мундштуки приборов необходимо дезинфицировать в крепком растворе перманганата калия.

12. В кабинете (лаборатории) биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми - вредителями комнатных растений. Допускается обработка растений мыльным раствором или мыльной пеной, табачным настоем, 5-процентным раствором мочевины.

13. При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов. Учебные фильмы демонстрируются в кабинете (лаборатории) биологии только на узкопленочных кинопроекторах, причем пленки обязательно должны быть несгораемыми.

Выход из кабинета (лаборатории) биологии, где демонстрируются фильмы, должен вести непосредственно на лестничную площадку, в рекреацию или коридор. Вторая створка двери должна легко открываться. Около двери кабинета (лаборатории) биологии не должно быть предметов, затрудняющих свободный выход из помещения.

При демонстрации кинофильмов запрещается объединять классы, ставить стулья или стоять в проходах, запирать дверь кабинета (лаборатории) биологии. Кинопроектор не должен мешать выходу из кабинета (лаборатории).

К работе на киноаппаратуре допускаются только лица, имеющие права кинодемонстраторов, а также талон пожарной безопасности, выданный дирекцией киносети, райпожинспекцией при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов.

Киноленты следует хранить в плотно закрытых металлических коробках.

VI. Правила по технике безопасности при работе

в школьном уголке живой природы

1. При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

2. При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками.

3. Для борьбы с насекомыми - вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами. Допускается обработка растений веществами, указанными в пункте 12 раздела V.

4. За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям.

5. Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т.п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса. Особое внимание нужно обратить на инструктаж по уходу за самками, недавно принесшими потомство, так как они, охраняя детенышей, становятся в это время агрессивными.

6. В случае заболевания какого-либо животного надо немедленно вызвать ветеринара. Если болезнь заразна для людей, больное животное немедленно устраняется, а остальные животные подвергаются карантину по указанию ветеринарного врача.

7. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) в полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона.

8. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете (лаборатории) биологии (приложение 3).

VII. Правила по технике безопасности при работе

на школьном учебно-опытном участке

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в халатах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более;... ; вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Учащимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, лаборантами, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 23 (половины класса). В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил техники безопасности.

VIII. Правила техники безопасности при проведении

экскурсий по биологии

1. Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения школы, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных (змей, паукообразных, многоножек и т.п.), где нет трясин.

2. В руководстве экскурсантами учителю помогает старший пионервожатый школы, вожатые отрядов и, по возможности, родители учащихся. Желательно, чтобы на каждых 10 - 15 учащихся приходилось по одному взрослому или старшему школьнику. Категорически запрещается объединять для экскурсии 2 или несколько классов.

3. Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учеников класса и отмечаются присутствующие на ней. Для руководства каждой группой детей назначается взрослый или вожатый отряда. Вторая перекличка по прибытии на место экскурсии, третья - перед отправлением в обратный путь, четвертая - по возвращении с экскурсии.

4. При подвозе школьников к месту экскурсии используется общественный транспорт, их посадка осуществляется группами под руководством выделенного ранее взрослого или старшего учащегося (отрядного вожатого). При этом в транспорт входят сначала ученики, а затем лицо, руководящее ими. В том же порядке осуществляется и высадка детей из транспорта.

В случае необходимости предоставления для экскурсии специального транспорта разрешается использовать с этой целью автобусы или закрытые грузовые машины, оборудованные для перевозки людей. Перевозка детей на открытых грузовых машинах категорически запрещается. Для управления специальным транспортом необходимо подбирать самых опытных, проверенных водителей, имеющих стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет. При перевозке детей в грузовом автомобиле необходимо, чтобы в кузове находилось не менее двух взрослых. Во время переезда учащимся запрещается высовываться из окон, входить и выходить из транспорта во время движения.

5. При изучении флоры и фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место, где его глубина у берега настолько мала, что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду учащимся запрещается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используются сачки на длинных палках.

Использование лодок или мостков, расположенных над глубокими местами водоемов, категорически запрещается.

6. При проведении экскурсий запрещается использовать ядовитые вещества: хлороформ, серный эфир для замаривания насекомых.

7. При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями, такими, как дурман, белена, волчье лыко, бледная поганка и т.д., и категорически запретить ученикам пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала. В кабинете (лаборатории) биологии школы должен быть стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений.

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней. С этой целью в помещении кабинета (лаборатории) биологии создаются специальные стенды с рисунками и фотографиями, сопровождаемыми соответствующими текстами, поясняющими, чем опасно данное животное и как предупредить эту опасность.

8. На экскурсию дети должны выходить в прочной обуви и чулках или носках, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.п., а также от укусов ядовитых животных (например, змей, тарантулов, сколопендр, скорпионов и т.п.).

9. Во избежание лесных пожаров и ожогов учащимся запрещается производить костры во время экскурсий.

10. Во время экскурсий детям нельзя пить воду из открытых водоемов, поэтому каждый из них должен захватить из дому питьевую воду в бутылке.

11. Отправляясь на экскурсию с детьми, учитель обязан иметь при себе походную аптечку первой помощи (приложение 6).

12. Инструкция по технике безопасности во время экскурсий для учащихся вывешивается на видном месте в помещении кабинета (лаборатории) биологии.

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

В ШКОЛЬНОМ КАБИНЕТЕ (ЛАБОРАТОРИИ) БИОЛОГИИ

1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии.

2. При пользовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком: никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения.

Примечание. Если в кабинете биологии есть газовая сеть, данный пункт инструкции формулируется иначе.

Зажигая газовую горелку, сначала подноси к ней спичку, а потом открывай кран. Гаси пламя только закрытием крана. Если пламя желтое, отрегулируй подачу воздуха и добейся сине-фиолетовой окраски пламени. В случае, если пламя проскочит внутрь горелки, сразу погаси ее, закрыв кран, дай ей остыть, а затем прикрой подачу воздуха и вновь зажги горелку.

Во время работы береги волосы и одежду от воспламенения. Не допускай заливания пламени кипящей жидкостью, а если это все же произойдет, сразу закрой газовый кран.

3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.

4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.

5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливай их только в стеклянную посуду. Не приливай воду к кислоте, а наоборот, кислоту - в воду.

6. При использовании порошкообразных химических веществ набирай их только с помощью специальной ложечки (не металлической!), не прикасаясь к порошкам руками. Помни, что многие из этих веществ ядовиты. То же относится и к удобрениям, которые используешь для подкормки комнатных растений.

7. Все жидкости, которые остаются после проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливай не в водопроводную раковину, а в стеклянные чашки или склянки, специально выставленные для этой цели.

8. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае, если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.

9. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

10. Не мой стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.

11. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом.

12. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИЙ

1. Ознакомься по стенду в кабинете (лаборатории) биологии с местными ядовитыми растениями.

2. По стендам в кабинете (лаборатории) биологии ознакомься с ядовитыми растениями и опасными животными.

3. Отправляясь на экскурсию, надевай одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевай прочную обувь, чулки или носки. Во время экскурсии не ходи босиком.

4. Возьми с собой питьевую воду в фляжке или бутылке, чтобы не пить воду из открытых водоемов, где обычно бывают микробы - возбудители болезней.

5. Не пробуй ни одного из собранных растений на вкус; помни, что это может повлечь за собой отравление, а также заражение желудочно-кишечными болезнями.

6. Строго запрещается пользоваться для замаривания собранных насекомых серным эфиром, хлороформом.

7. Запрещается выкапывать растения незащищенными руками. Для этой цели надо использовать лопатки, рыхлители и защитить руки перчатками.

8. В случае какой-либо травмы обращайся к учителю. У него есть походная аптечка для оказания первой помощи.

3. Осуществляя подкормку растений, не прикасайся к удобрениям, а набирай их пластмассовыми ложечками или шпателями.

4. Опрыскивание и опыливание растений ядохимикатами строго запрещается.

5. При чистке клеток птиц и вольер млекопитающих животных производи работу в перчатках или рукавицах. Вынимая животных из вольер, бери их за загривок во избежание укуса. Не вынимай из вольер самок, недавно принесших потомство - это грозит укусом.

6. При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывать воздух из его трубки ртом. Пользуйся для этой цели резиновой грушей, вставленной в трубку сифона.

7. По окончании работы в уголке живой природы сними халат или передник и тщательно вымой руки с мылом.

НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

1. Приходи на работу на школьном участке в рабочей одежде и обуви.

2. Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.

3. Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.

4. При переноске земли соблюдай нормы, указанные учителем.

5. При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

6. Соблюдай указанный учителем ритм работы.

7. Во избежание переутомления делай в работе десятимянутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.

8. Работай лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги. Не перегружай лопату землей: нагружай ее не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.

9. При прополке работай обязательно в перчатках.

10. Не опрыскивай и не опыливай растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходи туда 5 суток.

11. Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

12. По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.

13. В случае какой-либо травмы сейчас же обратись к учителю; он окажет тебе помощь.

Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ

ДЛЯ АПТЕЧКИ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ) БИОЛОГИИ

*1. Бинты стерильные шириной 5 см - 2 шт.

*2. Индивидуальный пакет первой помощи - 1 шт.

*3. Бинт или марлевые салфетки стерильные (в банке с притертой пробкой).

*4. Вата гигроскопическая (в банке с притертой пробкой).

*5. Ножницы медицинские - 1 шт.

*6. Булавки английские - 5 шт.

*7. Пинцет - 1 шт.

*8. Йодная настойка спиртовая - 2 флакона.

9. Мазь от ожогов - 1 баночка.

10. Перманганат калия (в банке с притертой пробкой) и его раствор.

11. Сода питьевая (в банке с притертой пробкой) и ее 3-процентный раствор.

*12. Борная кислота (2-процентный раствор).

13. Нашатырный спирт.

*14. Валериановые капли.

Примечание. Медикаменты, перевязочные средства и принадлежности, отмеченные звездочками, должны быть в аптечке уголка живой природы, если он расположен отдельно от кабинета (лаборатории) биологии, а также в аптечке учебно-опытного участка.

Приложение 6

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ

ДЛЯ ПОХОДНОЙ АПТЕЧКИ

1. Бинт стерильный - 2 шт.

2. Индивидуальный пакет первой помощи - 2 шт.

3. Йодная настойка - 1 флакон с притертой пробкой (3-процентный).

4. Нашатырный спирт - 1 флакон с притертой пробкой.

5. Перекись водорода - 1 флакон (3-процентный).

6. Борная кислота - 2-процентный раствор (во флаконе с притертой пробкой).

7. Валериановые капли во флаконе с притертой пробкой.

8. Анальгин в таблетках - 1 упаковка.

9. Ножницы медицинские - 1 шт.

10. Пинцет - 1 шт.

11. Булавки английские - 5 шт.

12. Шина из плотного картона самодельная (50 x 5 см) - 1 шт.

13. Жгут медицинский - 1 шт.

О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов

(инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ)

В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:

  • осуществлять организацию образовательного процесса в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования, регламентирующими учебную нагрузку учащихся;
  • шире использовать современные формы, методы и технологии обучения младших школьников, ориентирующие на деятельностный характер овладения знаниями и умениями;
  • регулировать объем домашних заданий, совершенствовать методику работы учителя по обучению младших школьников выполнению домашних заданий и осуществлению педагогического руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся;
  • сохранять психическое здоровье учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности.

Нормативные документы,

регламентирующие учебную нагрузку учащихся

  • Закон РФ «О правах ребенка»;
  • Закон РФ «Об общем среднем образовании»;
  • Положение об общеобразовательном учреждении;
  • Безотметочное обучение: Оценка результатов учебной деятельности младших школьников
  • Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»;

Организация образовательного процесса

  1. При организации образовательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться Законом РФ «Об общем среднем образовании», образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Типовой учебный план является основой для разработки типовых учебных планов на текущий учебный год.

распределяется на 5 или 6 дней.

Часы компонента общеобразовательного учреждения могут использоваться в полном объеме при условии, что общая недельная учебная нагрузка на одного ученика не будет превышать максимально допустимую (таблица 1).

Таблица 1

(с учетом компонента общеобразовательного учреждения)

Классы

Для общеобразовательных учреждений в классах с изучением всех предметов на базовом уровне

Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне

Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Компонент общеобразовательного учреждения не является обязательным для всех учащихся. Занятия по интересам организуются при наличии заявлений законных представителей учащихся и комплектуются из учеников одного или параллельных классов в количестве 5 человек в учреждениях, которые расположены в сельских населенных пунктах, 12 человек - в остальных учреждениях. На занятиях по интересаам не выставляются отметки и не задаются домашние задания.

Реализация часов компонента общеобразовательного учреждения во всех типах общеобразовательных учреждений имеет свои особенности:

  • между занятиями государственного компонента и компонента общеобразовательного учреждения предусматривается обязательный перерыв (не меньше 30 минут) на отдых и обед;
  • в рамках выделенных часов компонента общеобразовательного учреждения проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия при наполняемости групп не меньше, чем 3 ученика.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся с учащимися 2 - 4 классов во всех типах общеобразовательных учреждений во внеурочное время на протяжении всего учебного года за счет часов компонента общеобразовательного учреждения.

  1. Расписание уроков в течение учебного дня, учебной недели должно составляться с учетом динамики работоспособности учащихся ранговой шкалы трудности предметов (таблица 2).

Таблица 2

Примерное распределение предметов по ранговой шкале

трудности для младших школьников

№ п/п

Предметы

Баллы

Математика

Русский язык

Иностранный язык

Русский язык в школах с нерусским языком обучения

Литературное чтение

Человек и мир

Физическая культура и здоровье

Трудовое обучение

Изобразительное искусство

Музыка

В течение дня наиболее трудные для учащихся предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, соответствующих высокому уровню работоспособности школьников.

В течение недели максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей работоспособности учащихся: во вторник и среду.

Контрольные работы следует проводить на вторых – третьих уроках в середине учебной недели. В один день проводится не более одной контрольной работы, в течение недели - не более двух.

  1. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1 – 4 классах желательно организовать в первую смену.

Недопустимо обучение во вторую смену учащихся 1 и 2 классов.

  1. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов. Оптимальное время начала занятий в 1 классе - 9 часов.

Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 35 минут, во 2 – 4 классах - 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. Перемены следует проводить при максимальном использовании подвижных игр на свежем воздухе.

  1. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков (таблица 3).

До и после окончания занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Таблица 3

Режим проветривания

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин.)

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

от +10 до +6 0 С

4 – 10

25 – 35

от +5 до 0 0 С

3 – 7

20 – 30

от 0 до -5 0 С

2 – 5

15 – 25

от -5 до -10 0 С

1 – 3

10 – 15

ниже -10 0 С

1 – 1,5

5 – 10

  1. Самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления шестилетнего школьника - двигательная активность , которая должна составлять не менее 60 % от общего времени пребывания детей в школе и включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Правильное включение и распределение в режиме дня подвижных игр, проведение полноценных физкультминуток на уроках оказывает благотворное влияние на функционирование всех систем организма.

В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, музыки) должны проводиться физкультурные паузы , физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органов зрения.

Комплексы упражнений должны периодически меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

  1. В целях сохранения зрения непрерывная продолжительность напряжения глаз должна регламентироваться, а также сопровождаться перерывами для отдыха от зрительной работы (см. таблицу 4).

Таблица 4

Профилактика школьной близорукости

  1. Возрастные особенности шестилетних учеников требуют создания для них особых условий обучения. Наиболее целесообразно размещение 1 классов на базе дошкольных учреждений, где возможно организовать и обучение, и полноценный отдых, включающий в себя обязательный дневной сон.

Не следует требовать от шестилетних учащихся соблюдения в течение урока неподвижной рабочей позы. Ребенок шестилетнего возраста быстро утомляется, процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения, он устает от статической позы, ему трудно сидеть за партой неподвижно. В то же время необходимо учитывать, что долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, так как в этот период идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы.

В 1 классе на протяжении 35-минутного урока проводятся 2 физкультминутки по две минуты каждая: через 10 минут после начала урока и на 20-й минуте урока.

  1. При использовании на уроках технических средств обучения (ТСО) устанавливается следующая длительность их непрерывного применения в учебном процессе (таблица 5).

Таблица 5

Время использования на уроках ТСО

Классы

Длительность просмотра

Длительность работы с компьютером

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 класс

7 – 10

10 – 15

10 – 15

2 – 3 классы

10 – 15

15 – 20

4 класс

15 – 20

15 – 20

15 – 20

  1. Уроки физической культуры и здоровья проводятся 3 раза в неделю в спортивных залах или на открытом воздухе, в зависимости от погодных условий.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

  • соотносить содержание урока и величины нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
  • методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей: подготовительной (5 – 10 минут), основной (25 – 30 минут), заключительной (3 – 5 минут);
  • обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока; регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

Гигиеническая оценка уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями «Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе».

  1. Недопустимо заменять уроки музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры и здоровья другими уроками, а также организовывать дополнительные уроки вне расписания.

Индивидуальные занятия с логопедом, занятия по музыкальным дисциплинам недопустимо проводить во время режимных мероприятий, обеспечивающих отдых учащихся (прогулки на свежем воздухе, дневной сон).

  1. Недопустимо нагружать учащихся, пришедших в школу после болезни , дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков.

Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.

  1. Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:
  • плотностью урока - не менее 60 % и не более 75 – 80 %;
  • оптимальной сменой видов деятельности (4 – 7);
  • средней продолжительностью различных видов деятельности - не более 10 минут;
  • частотой чередования различных видов деятельности - не позже, чем через 7 – 10 минут;
  • количеством используемых методов и приемов преподавания - не менее 3-х;
  • чередованием методов и приемов преподавания - не реже, чем через 10 – 15 минут;
  • наличием эмоциональных разрядок (2 – 3);
  • местом и длительностью применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами;
  • чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;
  • наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток - при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3 – 4 минуты;
  • психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.
  1. Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов :

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока (таблица 6).

Таблица 6

Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку

Учебный предмет

Благоприятная степень выраженности факторов

Трудность

Насыщенность

Эмоциональность

Математика

средняя

средняя

средняя

низкая

низкая

средняя

низкая

средняя

средняя

Русский язык

средняя

высокая

высокая

низкая

средняя

высокая

высокая

низкая

высокая

средняя

средняя

средняя

Литературное чтение

высокая

высокая

средняя

высокая

средняя

высокая

средняя

высокая

средняя

Окружающий мир

средняя

средняя

средняя

средняя

высокая

средняя

высокая

высокая

средняя

высокая

низкая

средняя

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

  1. Урок в 1 классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). На разных этапах урока может быть использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет - 10 минут: непрерывного письма - до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии - 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

  1. При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
  • 3 – 5,минут – врабатывание;
  • 10 – 15минут – оптимум, период самой высокой работоспособности;
  • 2 - 3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
  • 5 – 10 минут – период средней работоспособности;
  • оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.
  1. Специфика преподавания предмета «Человек и мир», заключается в их практической направленности Предпочтение необходимо отдавать предметным урокам, урокам-экскурсиям, целевым прогулкам , направленным на непосредственное наблюдение, чувственное восприятие учащимися окружающего мира, на выявление связей и взаимосвязей между отдельными явлениями в природе и на их основе - выяснению простейших закономерностей.

По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки , задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки - важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти.

Преподавание предмета «Окружающий мир» немыслимо без использования средств наглядности , способствующих усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала. Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо прибегать в учебном процессе к игровым формам работы , которые позволят усвоить предметные знания и умения более эффективно и с наименьшими затратами.

Домашние задания

  1. В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

  1. Перегрузку учащихся могут вызывать:
  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

  1. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания
    не должно превышать во
    2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету , не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

  1. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 7).

Таблица 7

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2 - 4 классов

№ п/п

Учебный предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15 - 17 слов

25 - 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

35 - 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

Литературное чтение

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

Человек и мир

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3,5 – 3 страниц

Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

  1. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным .

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированны е домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

  1. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы , руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем .

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке .

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

  1. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования .

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Методика проверки домашней работы учащихся должна.быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки :

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

Сохранение психического здоровья учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности

  1. В 1 классах (2 классах по решению педагогического совета) контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляются без отметок . Отсутствие отметок способствует сохранению психического здоровья учащихся, формирует устойчивое положительное отношение к учебе, поддерживает желание посещать школу и учиться, стимулирует развитие познавательного интереса.

В этот период обучения учитель использует развернутую словесную оценку , которая должна быть достаточно подробной, содержательной, носить обучающее и воспитательное значение. Содержательная словесная оценка должна отражать индивидуальную динамику продвижения каждого ребенка, способствовать формированию положительной учебной мотивации. Не допускается сравнение учащихся между собой.

Для объективной оценки усвоения всеми учащимися программного материала учитель осуществляет в процессе обучения тематический, промежуточный и итоговый контроль, фиксируя результаты в своих рабочих записях.

  1. Оценка результатов учебной деятельности учащихся 3 и 4 классов проводится по 5-балльной шкале . При осуществлении всех видов контроля (поурочного, тематического, промежуточного, итогового) результаты учебной деятельности учащихся оцениваются отметками от 2 до 5 баллов включительно.

Необходимый и обязательный объем знаний, умений и навыков младших школьников определен образовательными стандартами и программами по каждому учебному предмету. Выполнение учащимися заданий в соответствии с требованиями образовательного стандарта и программы оценивается до 5 баллов включительно. Учащимся начальных классов не требуется для получения высшего балла 5 выполнять задания повышенной трудности, а также задания, отмеченные звездочкой. Уровень применения знаний (умений) в частично измененной и незнакомой ситуациях предполагает выполнение младшими школьниками любых практических работ в пределах программных требований .

Отметка для младшего школьника должна быть стимулирующей. Учитель имеет право повысить отметку (на 1 – 2 балла) за оригинальный ответ, ответ на более сложный вопрос или выполнение дополнительного задания более высокого уровня.

Недопустимо снижение отметки в целях наказания учащихся за нарушение дисциплины, забытые учебники и тетради, спортивную форму.

Управление общего среднего образования.

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения: цели и задачи логопедической работы, условия комплектования, предельную наполняемость, периодичность и продолжительность логопедических занятий, перечень и формы обязательной документации (формулировки даны в соответствии с инструктивным письмом):

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполняется по результатам обследования обучающихся),

Речевая карта,

Журнал логопедических занятий,

Отчет о работе и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.

Комментарии. Необходимо обратить внимание на тот факт, что по решению коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 №6/2 были организованы дошкольные логопедические пункты. В этом же году школьные логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях как структурные подразделения управления народного образования (с 2002 – окружное управление образования Департамента Образования г.Москвы) практически были упразднены в Москве, т.к. учителя-логопеды школьных логопунктов были переведены в основной штат сотрудников СОШ. За отсутствием документа, регламентирующего деятельность учителя-логопеда как штатного сотрудника общеобразовательного учреждения, специалистам необходимо руководствоваться в работе вышеназванным инструктивным письмом (до возможного принятия соответствующего документа).

Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ).

Часть IV. Учитель-логопед: «Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа . <…> в часы консультаций учитель-логопед имеет возможность <…> давать рекомендации обучающимся и их родителям <…>, проводить консультации с родителями, учителями <…>, оформлять документацию».

Комментарии. Указанные 2 часа консультативной работы вряд ли можно отнести к педагогической работе (т.е. непосредственной работе с детьми). Однако ситуация может быть разрешена с помощью локального акта, принятого на уровне образовательного учреждения (например, Должностная инструкция учителя-логопеда или Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения ОУ, др.). Перечисленные локальные акты разрабатываются на основании нормативно-правовых документов, принимаются с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст.8 и 232 ТК РФ. Выбранное соотношение времени необходимо обосновывать с учетом специфики работы специалиста в учреждении.

Дополнительная информация. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.

Методические рекомендации являются новой редакцией (с учетом уточнений и дополнений) инструктивно-методического письма (1998). В данных рекомендациях представлены характеристика недостатков устной и письменной речи школьников с первичной речевой патологией, приемы выявления дефектов речи, положения дифференциальной диагностики, основной контингент логопедических пунктов, определены принципы комплектования.

Часть V. Учитель-логопед: «Из общего количества часов по согласованию и разрешению директора общеобразовательного учреждения возможно выделение 1-2 часа на консультативную работу (оформляется приказом)».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 26 декабря 2000 г. N 3
О ДОПОЛНЕНИИ ИНСТРУКТИВНОГО ПИСЬМА МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ ОТ 04.09.1997 N 48
Дополнить раздел "Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида" инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" пунктами 14 - 29 в следующей редакции:
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. "14. Классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью создаются в системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.
15. При организации классов, групп, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью в устав коррекционного учреждения вносятся соответствующие изменения.
16. В классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости.
17. Учебные планы и программы классов, групп, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью разрабатываются коррекционным учреждением на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников и утверждаются советом коррекционного учреждения.
18. В классах, группах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников и возможностей последующего трудоустройства, в т.ч. в учреждения органов социальной защиты.
Приоритетными направлениями такой работы являются:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
19. Классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью могут быть организованы в коррекционном учреждении при наличии соответствующих условий.
20. Зачисление в классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью производится на основании заявления родителей (законных представителей) по заключению психолого - медико - педагогической комиссии.
21. Обучающиеся, воспитанники коррекционного учреждения могут быть переведены в класс, группу, группу продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии.
22. В классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
23. Сроки освоения образовательных программ в классах, группах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не более 10 лет.
24. Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся, воспитанников.
25. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых навыков осуществляют совместно учитель - логопед, учитель и воспитатель класса, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью.
26. Обучение труду осуществляет на начальном этапе учитель класса, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью, а на последующих этапах - учитель трудового обучения.
27. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социального развития, здравоохранения, занятости населения и другими органами и организациями осуществляет социальный педагог.
28. Медицинское обеспечение, в т.ч. занятия по ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно - оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.
29. В штат коррекционного учреждения VIII вида, имеющего в своей структуре классы, группы для глубоко умственно отсталых детей, вводятся дополнительные ставки воспитателя для круглосуточного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников названных классов, проживающих в коррекционном учреждении".
Предлагаем довести настоящее инструктивное письмо до сведения подведомственных образовательных учреждений.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ