Никон д 5100 режимы съемки. Освоение Nikon D5100 — ночная съемка

За предоставленную возможность обзора камеры Nikon D5100 body огромная благодарность Сергею Свириде.

Хочется написать все и сразу про Nikon D5100 - это просто потрясающий мультимедийный комбайн , который умудряется выжимать просто запредельное качество изображения. В данном обзоре информация только про саму камеру Nikon D5100 body . Очень часто Nikon D5100 продают вместе с универсальными объективами, и такой набор называется . Обычно в наборе Nikon D5100 идут такие объективы как:

  • (или одной из 3-х его модификаций)
  • , можно встретить очень редко
  • , как дополнительный в комплекте
  • Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor, как дополнительный в комплекте

Лучший вариант — это объектив 18-200мм, его хватит на все случаи жизни — от широкого угла для пейзажа или маленькой квартиры, до фотографирования птичек и зайчиков. Если нужно все же с чего-то начать, то 18-55м вполне подойдет, и не верьте, что такой уж и ужасный, просто , а не на какую технику. Для портретной съемки советую посмотреть в сторону объектива , а в качестве неплохого резкого светосильного объектива на каждый день может выступить .

Nikon D5100 - это любительская зеркальная камера от Nikon, сильно обновленный вариант . Камера умеет снимать видео Full HD и фотографировать со скоростью 4 кадра в секунду .

Важные моменты:

Матрица Nikon D5100 построена на основе матрицы . Матрица может выдавать картинку с большим динамическим диапазоном, отличной цветопередачей и низкими шумами на высоких ISO . Все то же самое делает и Nikon D5100. Когда я сделал первые тестовые снимки на Nikon D5100 и ISO 6400, я был просто поражен качеством изображения. Получилась действительно очень сочная и живая картинка, и это при 16,2 мегапикселях, потому в этом обзоре в качестве примеров выступают много ночных фотографий. ISO камеры может быть установлено от значения 100 до 25,600 , значения ISO 12.800 и ISO 25.600 обозначаются как Hi1 и Hi2 , я не рекомендую снимать при таких высоких значениях ISO.

На Nikon D5100 установлена CMOS 16.2-мегапискельная матрица . Да, у Nikon D5100 целых 16,2МП, это столько же как и у и у полнокадровой Nikon D4 . Больше мегапикселей можно найти только у очень дорогой Nikon D3x , D800E , (на момент написания статьи). Само число мегапикселей не является серьезным показателем качества фотографии, но все же, чем больше, тем лучше. Если Вы гоняетесь за мегапикселями, советую обратить внимание на мою заметку . Я без проблем снимаю на 6.2 мегапиксельную , советую зайти на страничку обзора и убедиться, что даже на 6.2МП можно получить отличный результат изображения.

Nikon D5100 использует матрицу, которую производит компания Sony, такая же матрица имеется в камерах:

  • Pentax K-5
  • Pentax K-01
  • Sony a580
  • Sony A55
  • Sony NEX-5N

Фото на Никон Д5100 — насыщенные цвета камеры

Собственно, матрица - это сердце фотоаппарата, и чем она лучше, тем и лучше будут Ваши фотографии. У Nikon D5100 по размеру матрица такая же как и у более продвинутых , . У Nikon D5100 имеется APS-C сенсор , а это означает, что матрица в 2.25 раза меньше по площади, нежели матрица полнокадровых зеркальных камер, таких как или . Это за собой влечет эффект . При использовании объективов от полнокадровых камер, угол обзора будет уже, чем на пленке или полном кадре. Более детально в статье .

Другие важные моменты, которые действительно влияют на работу и функционал камеры

  1. Большой поворотный дисплей . Дисплей имеет 921.000 точек. Nikon D5100 использует по количеству точек такой же дисплей как и камеры , D3x , и
  2. Очень быстрый процессор EXPEED-2, с которым камера показывает отличную скорость работы.
  3. Nikon D5100 использует 11 точек фокусировки , за которые отвечает модуль фокусировки Nikon Multi-CAM 1000 . Этот же модуль стоит на таких камерах как , и . Фокусировка точная. Быстрота фокусировки сильно зависит от объектива и условий съемки.
  4. Замер осуществляется с помощью 420-пиксельного сенсора, такого же как и у , и . Экспозицию камера замеряет отлично, единственное, из-за включенного Active камера иногда пере экспонирует кадр.
  5. Скорость съемки составляет 4 кадра в секунду . Это всего чуть меньше, чем 4.5 к/с у более продвинутой . 4 к/с вполне достаточно для любого типа съемки. Даже полнокадровая профессиональная может снимать максимум 4к\с. Лично мне всегда достаточно даже 2.5 кадра в секунду на моей старушке . Большая скорострельность нужна только для некоторых ситуаций. Большая скорострельность требует большого буфера кадров и быстрой карточки памяти. Для примера, когда я делал обзор камеры Nikon D5100, в камере использовалась медленная 8GB SD флешка . Так как для обзора я снимал в RAW, то камера очень сильно тормозила уже после 2-х секунд съемки в быстром режиме. В силу того, что RAW файлы с камеры весят порядка 15мб , приходилось очень долго ждать, пока файлы будут записаны на карточку памяти. Действительно, всю прелесть быстрой непрерывной съемки в 4 к/с можно оценить снимая только в JPEG.
  6. при съемке в формате RAW составляет 11 кадров . Это столько же как и у при съемке в RAW. От емкости буфера сильно зависит то, на сколько будет тормозить камера при серийной съемке. У более ранней модели , составляет 13 штук в RAW.
  7. Внимание: Nikon D5100 первая любительская камера от Nikon, которая использует RAW с 1 . Это очень хорошая новость для любителей обработки фотографий в RAW формате. К сожалению, как и все любительские камеры от Nikon, D5100 не имеет выбора уровней сжатия RAW и выбора глубины цвета.

    Пример фото на Nikon D5100. Заснеженное стекло.

  8. Съемка Full HD видео 1980*1080 , при максимальном качестве можно снимать ролики длиной до 20 минут. Поверьте, 20 минут вполне достаточно для видео. Можно выбрать разные режимы съемки в разном качестве. Еще одна немаловажная деталь, чтобы снимать видео на нужной диафрагме, сначала нужно ее установить, а потому уже включить Live View и начать запись. При включенном Live View изменение диафрагмы недоступно.
  9. Удобное меню и общая эргономика камеры . Сначала, может показаться, что управлять камерой с помощью одной руки сложно, но потом к управлению можно быстро привыкнуть.

  10. Куча полезных дополнений - автоматическая коррекция дисторсии, аберраций, Active D-lighting , бреккенинг, Live View, интервальная съемка, и т. д. Важно! Автоматическая коррекция дисторсии, и хроматических аберраций устраняется только тогда, когда снимаете в JPEG.
  11. В камере есть одна отличная функция — HDR . HDR делает два кадра с разной экспозицией и сохраняет их в одном файле. Очень удобно и интересно. Функция HDR недоступна, если снимаете в RAW. Функцию HDR удобно программировать на кнопку FN.

  12. Немножко о недостатках - это любительская камера, потому в камере нет многих функций от более продвинутых или профессиональных камер . Лично для меня очень важна , точная настройка фокусировки, и наличие — в Nikon D5100 их нет. Очень сильным недостатком считаю «торможение картинки» при визировании через Live View и приближении участка изображения 1 к 1 (или подобном) — при этом картинка довольно сильно тормозит. Такого эффекта нет на . Такое приближения помогает очень точно навести на резкость по нужной .

Все примеры фотографий на Nikon D5100 из этого обзора были сняты в RAW — > JPEG, без обработки, только уменьшен размер до 720*477 пикселов с впечатанным для того, чтобы можно было судить о параметрах съемки. Обратите внимание, что на высоких ISO фото получаются более-менее приемлемые.

Nikon D5100 дает очень хорошую картинку одним нажатием на кнопку спуска. Камера для фото любителей, которым просто нужен хороший результат на фотографии без лишних заморочек. Full HD и поворотный дисплей делает камеру еще более привлекательной. Учитывая, что у камеры матрица от очень качественного , то Nikon D5100 могут пользоваться и продвинутые любители.

Если вы купили свой первый зеркальный, беззеркальный или любой другой фотоаппарат, который поддерживает так называемые ручные настройки , то, определенно, вам будет полезна наша сегодняшняя статья. Итак, сегодня поговорим о трех основных параметрах съемки – выдержке, диафрагме и ISO.

Что такое диафрагма фотоаппарата?

Фотография – это светопись. Поэтому и диафрагма, и выдержка влияют на количество света, которое попадет на матрицу после нажатия на кнопку спуска затвора.
Диафрагмой называют один из основных параметров съемки. Строго говоря, диафрагма – это параметр, относящийся не к самому фотоаппарату (тушке), а к объективу. Поэтому вернее будет спросить, что такое диафрагма объектива?

Так вот, диафрагма объектива – это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив. Грубо говоря, диафрагма – это отверстие, через которое проходит свет. Если копнуть глубже, то можно выяснить, что диафрагма объектива – это несколько лепестков, которые меняют своё положение, тем самым уменьшая или увеличивая отверстие, через которое проходит свет.


Что для начала нужно из этого вам вынести? Во-первых, чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив. Во-вторых, вам также нужно знать, что чем МЕНЬШЕ диафрагменное число , тем шире открыта «дырка», а значит БОЛЬШЕ диафрагма. Таким образом, на современных объективах, максимальное открытие диафрагмы достигается при значениях f/1.2 и f/1.4. Ещё большая светосила, вроде f/1.0 и f/0.95 доступна на дорогостоящих эксклюзивных стеклах, которыми обычно не пользуются даже профессионалы.

Итак, возьмем для примера пару конкретных объективов. Скажем, Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G и Nikon 50mm f/1.4D . Их максимальная диафрагма указана в названии. Для первого объектива она составляет f/3.5 на 18mm и f/5.6 на 105mm, для второго – f/1.4. Этот параметр также называют светосилой . При чем заметьте, указывается только максимальная светосила. Прикрыть диафрагму до значений вроде f/7.1, f/11 можно на любом объективе. Крайнее значение обычно составляет f/22 у зумов (18-105mm) и f/16 у фиксов (50mm). Про зумы и фиксы мы говорили в отдельной статье.

Что такое выдержка в фотоаппарате?

Также как и диафрагма, выдержка влияет на количество света, которое в итоге попадает на матрицу фотоаппарата (или пленку). Если диафрагма регулирует количество света с помощью диаметра отверстия в объективе, то выдержка – это параметр самой тушки.

Выдержка – это время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата. Выдержка измеряется в долях секунды. Например, 1/60, 1/800. Выдержка может быть и больше секунды, обычно она обозначается 1’’ (1 секунда), 10’’ (10 секунд) и т.д. В выдержках меньше секунды для удобства может быть опущена единица, и таким образом выдержка может обозначаться как 60, 800 и т.д.

Что такое ISO в фотоаппарате?

В настоящее время ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Это третий параметр, способный влиять на экспозицию снимка. Базовое ISO на современных камерах – 100-200 единиц. Максимальным может быть ISO 6400, 12800 и больше. Чем физически больше и качественнее матрица фотоаппарата, тем больше возможности ISO.

Вообще, грубо говоря, ИСО – это тот параметр, который влияет на шум снимка. Чем выше ISO, тем больше на фотографии так называемых шумов. Соответственно, малошумные матрицы очень ценятся сегодня, ведь они позволяют снимать при плохих условиях освещенности с рук и получать хорошие снимки. Вот фотоаппараты, которые на сегодня лидируют по показателям ISO: Sony A7s, Nikon D800e, Nikon D800, Nikon Df, Nikon D4s, Nikon D4, Nikon D600, Nikon D610. Как вы видите, лучше всего пока что справляются с шумом камеры компании Nikon, в которых в основном стоят матрицы компании Sony. Вот такой вот парадокс. Однако всё-таки лидером является Sony A7s, которая на момент написания данной статьи только-только появилась.

Этот снимок сделан на ISO 900. Ниже приведены увеличенные фрагменты (кропы) данного кадра на разных ISO. Увеличен правая верхняя часть подсвечника

Как работать с выдержкой, диафрагмой и ISO

Мы рассмотрели три параметра, влияющих на экспозицию снимка. Теперь давайте разберемся, как же эти параметры взаимодействуют между собой и на что каждый из них влияет.

Итак, предположим, что мы находимся в условиях, когда ISO 400, диафрагма f/4 и выдержка 1/400 дают нам идеальную экспозицию, которую обозначим за 0. Но тут появился источник дополнительного света (вышло солнце, поставили дополнительный осветитель и т.п.). Экспозиция из 0 смещается в сторону +, предположим, на 1 стоп (кадр становится светлее, появляются «пересветы» ). Что такое один стоп и как мы можем сделать кадр немного темнее, чтобы не было пересвета? Грубо говоря, для ISO и выдержки 1 стоп – это увеличение или уменьшение значения в 2 раза. Для диафрагмы в 1,4 раза. Таким образом, чтобы затемнить кадр у нас есть следующие варианты:

  1. Уменьшить ISO с 400 до 200 единиц.
  2. Уменьшить выдержку с 1/400 до 1/800.
  3. Закрыть диафрагму с f/4 до f/5.6

А теперь давайте посмотрим, на что это повлияет в конечном итоге:

  1. Количество шума на кадре уменьшится.
  2. Изменений практически не будет.
  3. Увеличится зона резкости, уменьшится размытие (боке).

Таким образом, если мы снимаем портрет, то нам лучше всего подойдет первый вариант, потому что шума станет меньше. Если снимаем пейзаж, то опять же, хорошим решением будет выбрать первый вариант, но и третий вариант при определенных условиях может улучшить картинку (она станет резче). Если мы снимаем спорт, то второй вариант будет предпочтительнее, так как чем короче выдержка, тем проще поймать движение.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом ».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше. В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки. Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д. Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

Выводы

Как вы уже поняли, разобраться со всеми этими настройками не так уж и сложно. В рамках одной статьи я в общем-то постарался объяснить на пальцах, какие параметры и на что влияют. Нужно всего лишь один раз прочитать об этом, а потом немного поиграться с настройками своей камеры и посмотреть, что получается, когда вы меняете тот или иной параметр. Надеюсь, вам помогла эта статья немного лучше понять, как работает ваш фотоаппарат. До скорых встреч и удачных кадров!

До недавнего времени, в модельному ряду зеркальных камер Nikon зиял пробел между наиболее бюджетной D3100 и аппаратом для энтузиастов - D7000. Модели D5000 и D90, которые находятся между ними, уже не отвечают требованиям рынка и не могут на равных тягаться с конкурентами. Спустя 2 года компания заменила D5000 на обновленную и современную модель D5100. Давайте посмотрим, какие шансы у новичка стать хитом продаж в наиболее востребованном ценовом диапазоне.

Nikon D5100

Зеркальная камера со сменной оптикой

Компактные размеры и малый вес; качественный поворотный дисплей; множество внутрикамерных инструментов обработки; быстрая работа автофокуса в режиме Live View; сравнительно малый уровень шума вплоть до ISO 6400; функциональный режим видео; невысокая цена

Расположение некоторых элементов управления; отсутствие клавиши выбора ISO, кроме как через Fn; отсутствие встроенного мотора автофокуса

Вердикт

Дизайн и конструкция

D5000 была первой и единственной зеркальной камерой Nikon с поворотным дисплеем. Но механизм крепления ее дисплея позволял поворачивать экран только в одной плоскости. Похоже, в компании Nikon решили оставить эксперименты в пользу практичного и уже опробованного рынком решения. 3-дюймовый дисплей имеет все возможные степени свободы, обладает разрешением 640×480 пикселей, сверхширокими углами обзора и насыщенной цветопередачей. В походном положении он защищен от ударов и царапин, а во время записи видео обладает неоспоримым преимуществом перед стандартными экранами - фотографам больше не придется вытирать животом грязь при съемке с нижних ракурсов, а при «концертном» положении камеры над головой можно точнее построить композицию.

От предшественника, аппарат отличается более скромными размерами и весом, а также скругленными формами, что визуально делает его еще меньше. Это связано с позиционированием Nikon D5100 на более массовую аудиторию, не готовую перейти с компактного аппарата на увесистую зеркальную камеру такую, как Nikon D7000. Естественно, компактные размеры могут оказаться и минусом для людей с крупным руками. С другой стороны, меньшие габариты позволят вам чаще брать любимую фотокамеру с собой всегда и везде, ведь она не так отягощает вашу сумку или кофр.

Традиционно для Nikon, корпус выполнен из качественного пластика, а приятная на ощупь прорезиненная рукоять и накладка под большой палец еще больше усиливают ощущение дорогого продукта. D5100 с комплектным объективом или легкими «фиксами» лежит в руке просто отлично. Пользоваться такой связкой в повседневной жизни и управлять всеми параметрами - одной удовольствие. А вот с увесистыми объективами картина уже не столь радужная. Камеру проблематично держать одной рукой, она постоянно норовит «клюнуть носом». Ситуацию усугубляет не самое удачное расположение кнопки Fn.

Управление и меню

Роль кнопки ISO может выполнять функциональная клавиша Fn, которая в «боевом» положении находится под большим пальцем левой руки. С легкими объективами такой подход оказывается даже удобней любого другого расположения. С тяжелыми стеклами для изменения чувствительности, объектив приходится опускать вниз, поэтому ни о каком оперативном изменении параметров без отрыва взгляда от видоискателя тут уже речь не идет.

Второй нюанс кроется в расположении рычага переключения режима Live View, который почему-то оказался вверху камеры, а кнопка записи видео затерялась рядом с клавишами экспокоррекции и «info». Это значительно менее удобно реализовано, чем в более старшей и даже младшей зеркалках в линейке. С другой стороны, даже в таком варианте режим Live View вызывается одним щелчком в отличии от полного оборота диска в аналогичных моделях Canon.

На диске режимов добавился пункт «Effects», с помощью которого на изображение накладываются разнообразные эффекты в реальном времени. Особо стоит отметить «эффект макро» с возможностью выбора плоскости и области применения фильтра. Тоже самое можно сделать уже и после съемки в меню обработки, которое с каждой новой моделью становится все более насыщенным. Тут вам доступны всевозможные варианты цветокоррекции, обработки снимков и даже RAW-конвертор с минимально необходимым списком настроек.

В Nikon D5100 реализован встроенный режим HDR (High Dynamic Range). В меню можно задать вилку экспозиций для двух изображений с шагом от одной до трех ступеней EV, а также степень сглаживания переходов между световыми участками сцены. На деле, такая съемка не представляет ничего сложного даже для неподготовленных пользователей. К тому же, снимать можно без штатива. Два снимка, две секунды обработки и у вас готовый HDR снимок, которым вы сможете удивить своих друзей и знакомых.

Функциональность

16,2-мегапиксельный CMOS-сенсор, примененный в Nikon D5100 аналогичный тому, что используется в D7000 и является одним из лучших на рынке. Чувствительность ISO задается вплоть до 6400 единиц, плюс усиленные режимы Hi1(12800) и Hi2(25600). Значение ISO расширяется и до вовсе «космических» 102400 единиц в режиме «ночного виденья», при котором записывается только черно-белая картинка. Впервые в бюджетном сегменте появилась камера, в которой можно настроить авто ISO, поставить приоритет диафрагмы и вообще забыть о технической стороне фотосъемки, а все свое внимание уделять построению кадра и правильной глубине резкости.

Несмотря на увеличившееся разрешение сенсора, скорость серийной съемки осталась на прежнем уровне - 4 к/с, а емкость буфера увеличилась. Он теперь вмещает до 16 кадров в RAW и 100 - в JPEG. В предыдущих моделях была проблема со скоростью серийной съемки при активации режима увеличения динамического диапазона «D-Lighting». В D5100 от таких «детских болезней» избавились - включение режима на скорость работы практически не влияет.

В камере применена литий-ионная батарея EN-EL14 емкостью 1030mAh, которой хватит на 600-700 снимков в активном режиме и до 1000 кадров, если по минимуму пользоваться встроенной вспышкой и режимом Live View. В случае записи видео, ресурс батареи тает на глазах, так что учитывайте это при длительных вылазках на фото-видео охоту.

Видеорежим

Для любителей снимать кинофильмы Nikon D5100 великолепно подготовлен - добавился разъем для подключения внешнего микрофона, в наличии поворотный дисплей, во время записи работает непрерывный и сравнительно быстрый автофокус, а сама камера позволяет вести запись видео в максимальном для DSLR на данный момент разрешении 1920×1080 пикселей. Доступны следующие форматы:

  • Full HD 1920×1080 с возможностью выбора 30 (NTSC), 25 (PAL) или «киношные» 24 кадра в секунду;
  • HD 1280×720 также с возможностью выбора 30 (NTSC), 25 (PAL) или 24 к/с;
  • 640×424 c частотой 30 (NTSC) или 25 (PAL) к/с;

Эффекты, накладываемые в режиме реального времени на фотографии, также доступны и для видеорежима.

Как и в предыдущих моделях, режим Live View обладает багом - заданное значение диафрагмы в процессе визирования не приводит к изменению глубины резкости и экспозиции картинки. В итоге, приходится выключать и включать режим, чтобы увидеть реальный результат. Об этом уже говорится давно на разнообразных фото-форумах и сайтах и Nikon пора бы уже прислушаться к пользователям своей продукции.

Вместе с выпуском Nikon D5100 , компания предлагает собственный внешний стереомикрофон ME-1, который устанавливается в «горячий башмак» для вспышки. Он минимизирует шум от работы автофокуса объектива и оснащен фильтром для отсекания шума от ветра. Подключается к самой камере ME-1 через стандартный миниджек, поэтому подойдет к любой зеркалке Nikon с таким разъемом или любой другой. Рекомендованная стоимость внешнего микрофона - 180$.

Выводы

Модель D5100 у Nikon однозначно удалась и будет очень популярной как среди осваивающихся новичков, так и увлеченных энтузиастов, благодаря отлично продуманным и сбалансированным характеристикам. Мелкие недостатки являются скорее придирками, чем реальными причинами для того, чтобы отказаться от покупки столь удачного продукта.

Технические характеристики Nikon D5100

Система APS-C

Сенсор 16,2 Мп (4928×3264 пикселов), CMOS, 23,6×15,6 мм

Чувствительность ISO 100-6400

Диапазон выдержек 1/4000 - 30 с

Система оптической стабилизации только в объективах

ЖК-дисплей 3", TFT, 921 000 пикселей, поворотный

Запись видео FULL HD, 1920×1080, 24/25/30 к/сек

Карты памяти SD, SDHC, SDXC

Питание литий-ионный аккумулятор EN-EL14, 1030mAh

Габариты и масса 128×97×79 мм, 560 г (без объектива, с батареей)

Предшественница тестируемой камеры, Nikon D5000, оказалась весьма удачной и популярной, хотя определённые недостатки у неё всё же были. D5100 заключена в совершенно другой корпус, поэтому с первого взгляда кажется, что это полностью новый продукт, а не просто обновление уже имеющегося. Однако новшеств не так много — возможность съёмки Full HD-видео, другой экран, режим расширения динамического диапазона путём склейки двух кадров с разной экспозицией, а также обновленный дисплей и принципиально иной поворотный механизм экрана. Окажется ли новинка лучше или, может быть, хуже предшественницы — мы и попробуем выяснить.

Вид общий

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Nikon D5100
Тип Цифровая однообъективная зеркальная камера
Байонет объектива NikonF (с контактами АФ)
Эффективный угол зрения Коэффициент увеличения фокусного расстояния объектива приблизительно 1,5 (формат Nikon DX)
Матрица КМОП-матрица размером 23,6x15,6 мм
Общее число пикселей (Мп) 16,9
Число эффективных пикселей (Мп) 16,2
Размеры изображения 4928x3264 (большой);
3696x2448 (средний);
2464x1632 (маленький)
Форматы файлов NEF (RAW): 14 разрядов, сжатый формат JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG с высоким (около 1:4), обычным (около 1:8) или низким (около 1: 16) сжатием,
NEF (RAW)+JPEG: одна фотография, записанная в обоих форматах: NEF (RAW) и JPEGJ
PEG (Exif. Ver. 2.3), поддержка DCF2.0, DPOF
Носители Карты памяти SD (Secure Digital), SDHC и SDXC
Видоискатель Прямой видоискатель с пентазеркалом
Покрытие кадра приблизительно 95%
Увеличение 0,78х (объектив 50 мм ƒ/1,4, фокусированный на бесконечность)
Зеркало Быстровозвратный тип
Диафрагма объектива Мгногвенно-возвратного типа, электронно-управляемая
Затвор С электронным управлением и вертикальным ходом ламелей
Выдержка, с 1/4000-30 с с шагами ЭЧ 1/3 или 1/2;
Выдержка от руки;
Длительная выдержка
Серийная съёмка До 4 кадров в секунду (ручная фокусировка, режим M или S, выдержка не более 1/250 с, для всех других настроек установлены значения по умолчанию)
Метод экспозамера Матричный, центрально-взвешенный, точечный
Компенсация экспозиции От -5EV до +5EV с шагом 1/3EV или 1/2EV
Брекетинг экспозиции 3 снимка с шагом 1/3EV или 1/2EV
Брекетинг баланса белого 3 с шагом 1
Брекетинг активного D-Lighting 2 снимка
Чувствительность 100-6400 единиц ISO с шагами 1/3 ЭЧ.
Может быть установлено примерно на 0,3, 0,7, 1 или 2 EV (эквивалентно 25600 единицам ISO) при чувствительности выше 6400 единиц ISO, доступно автоматическое управление чувствительностью ISO
Фокусировка Сенсорный модуль автофокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11 точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) и вспомогательной подсветкой АФ (расстояние приблизительно 0,5-3 м)
Диапазон срабатывания автофокуса -1…19EV (ISO 100, при 20°С
Режимы фокусировки Покадровый следящий (AF-S), непрерывный следящий (AF-C), автоматический следящий режим (AF-А), прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически при фокусировке по объекту, ручная фокусировка
Точек фокусировки 11
Режимы выбора зоны фокусировки Одноточечная АФ, динамическая АФ, автоматический выбор зоны АФ, АФ с 3D слежением (11 точек)
Управление вспышкой TTL: сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL и стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер доступны со встроенной вспышкой и вспышками SB-900, SB-800, SB-700, SB-600 или SB-400 (сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL доступна при матричном или центровзвешенном замере экспозиции).
Автоматическая диафрагма: для вспышки SB-900 и SB-800 и объектива со встроенным микропроцессором
Автоматический режим без TTL: поддерживаются вспышки SB-900, SB-800, SB-80DX, SB-28DX, SB-28, SB-27 и SB-22S
Режим ручной вспышки с приоритетом расстояния: доступен для вспышек SB-900, SB-800 и SB-700
Компенсация вспышки -3 — +1 с шагом 1/3 или 1/2 EV
Баланс белого Авто, лампа накаливания, лампа дневного света (7 типов), прямой солнечный свет, вспышка, облачно, тень и ручная предустановка; для всех режимов, кроме ручной предустановки, возможна тонкая настройка
Режим Live View Режимы АФ: приоритет лица, широкая зона, нормальная зона, ведение объекта
Автофокусировка: автофокусировка с определением контраста в любой области кадра
Режим видеосъёмки Разрешение: 1920х1080,1280х720, 640х424
Формат: MOV
Сжатие: H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
Дисплей Поворотный с диагональю 7 см, разрешением 921 тыс. точек
Интерфейсы USB, аналоговый аудио/видеовыход,
HDMI, разъем подключения внешнего микрофона, разъем подключения внешнего GPS-модуля
Источник питания Литий-ионный аккумулятор EN-EL14
Габариты, мм 128х97x79
Масса, г 510 (без аккумулятора, карты памяти и крышки корпуса)

⇡ Комплект поставки

В коробке с камерой пользователь обнаружит следующее:

  • Литий-ионный аккумулятор EN-EL14 (с защитной крышкой);
  • Зарядное устройство MH-24;
  • Ремень AN-DC3;
  • Аудио-/видеокабель EG-CP14;
  • USB-кабель UC-E6;
  • Крышку окуляра DK-5;
  • Крышку башмака для принадлежностей BS-1;
  • Резиновый наглазник DK-20;
  • Защитную крышку BF-1B;
  • Компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2;
  • Руководство пользователя.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Большинство зеркалок начального уровня и уж тем более бюджетных зеркалок одного производителя в первом приближении зачастую чрезвычайно похожи — нередко обновлённые камеры внешне практически полностью копируют предшествующую модель. Однако в случае D5100 это не совсем так: камера похожа на D5000, но отличий — огромное множество. Для начала поворотный дисплей, который теперь открывается не вниз, а вбок, что гораздо удобнее. Разумеется, из-за изменения конструкции поворотного механизма изменили своё расположение и клавиши, рядом с селектором режимов съёмки появился рычажок перехода в режим Live View (в D5000 за переход отвечала кнопка), также добавилась видеоклавиша. В общем, изменение положения клавиш столь глобально, что после «пятитысячника» приходится заново привыкать будто бы к совершенно другой камере. Изменился и наглазник видоискателя, который, с субъективной точки зрения, стал гораздо удобнее.

Корпус, как и прежде, изготовлен из толстого качественного пластика с шероховатой поверхностью, которая не боится ни отпечатков, ни мелких царапин. Передняя накладка резиновая, а не пластиковая, как в D5000, поэтому камеру держать в одной руке гораздо удобнее. К качеству сборки замечаний нет — всё идеально подогнано, а при попытках скручивания из корпуса не удалось выдавить ни единого звука.

Вид спереди

Спереди находится очень мощная лампа подсветки автофокуса, которую при необходимости запросто можно использовать в качестве фонарика, выбрасываемая вспышка, встроенный монофонический микрофон, кнопка фиксатора объектива, окошко ИК-приёмника, а также байонет объектива Nikon F с контактной группой, состоящей из семи площадок.

Вид сзади

Видоискатель

Сзади находится поворотный экран с двумя степенями свободы (180 и 270 градусов). Над дисплеем помещены клавиша меню, тыльный ИК-приёмник, видоискатель с регулятором диоптрий, клавиша вызова меню изменения настроек. Правее экрана установлен диск управления, клавиша блокировки автофокуса/экспозиции, кнопка перехода в режим просмотра, привычная круглая четырёхпозиционная клавиша с кнопкой ввода по центру, а у нижнего края расположились клавиши масштабирования снимков и кнопка удаления. У четырехпозиционной клавиши традиционно для Nikon нет дополнительных функций, поэтому для изменения параметров, например чувствительности, настройки баланса белого, смены режима экспозамера или режима работы автофокуса приходится бродить по меню, что не слишком удобно. Конечно, есть одна программируемая клавиша «Fn», но она не особо спасает.

Вид сверху

Сверху установлена пара металлических ушек крепления плечевого ремня, системный динамик, «горячий башмак», массивный круглый селектор выбора режимов съёмки, дополненный рычажком перехода в режим Live View, спусковая клавиша с рычажком питания, а также кнопки видеозаписи, вызова меню введения экспосдвига и отображения текущих настроек.

Вид снизу

Снизу всё стандартно — разъём установки на штатив и отсек для аккумулятора. В отличие от D5000, в тестируемой камере аккумулятор удерживается подпружиненной лапкой, которая не даёт ему выпасть при открытии отсека.

Вид слева

Разъёмы на левой боковой поверхности

Слева находится клавиша выброса вспышки, также отвечающая за выбор режима ее работы, программируемая кнопка, массивная резиновая дверца, скрывающая разъёмы подключения внешнего микрофона, USB-, A/V- и HDMI кабелей и разъём подключения внешнего GPS-модуля.

Вид справа

Справа расположен лишь отсек установки карт памяти, скрытый пластиковой подпружиненной дверцей.

Из статьи вы узнали, на что влияет выставленное время выдержки фотоаппарата . Теперь пришло время перейти к практической части и научиться правильно выставлять выдержку на вашем фотоаппарате.

Для начала давайте посмотрим, в каких режимах съемки фотокамера позволит нам вручную управлять выдержкой. Для этого покрутите колесико переключения режимов съемки и обратите внимание, когда поле со значением выдержки будет активно (подсвечено). Помните, что время выдержки обозначается так: 1/200, 1/8, 1’ и т.д. В фотоаппаратах Canon выдержка указывается в поле, которое находится в верхнем левом углу дисплея.

Таким образом, мы экспериментально установили, что вручную можно управлять значением выдержки фотоаппарата только в двух режимах – приоритета выдержки Tv и в полностью мануальном режиме M . И в том, и в другом случае значение выдержки в фотоаппарате выставляется одинаковым набором действий.

Чтобы выставить выдержку фотоаппарата , перейдите в режим приоритета выдержки или ручной режим съемки. Поле со значением выдержки будет подсвечено. Это означает, что при прокрутке колесика изменения параметров съемки будет изменяться выставленное значение выдержки. Если крутить колесико влево, время выдержки будет удлиняться, вправо – сокращаться.

Не забывайте, что в режиме приоритета выдержки вы управляете только выдержкой фотоаппарата , а значение диафрагмы подбирается автоматически, в зависимости от освещенности сцены в кадре. В ручном режиме вам придется самостоятельно устанавливать , т.е. управлять сразу и выдержкой, и диафрагмой. Поэтому при изменении одного из этих параметров не забудьте позаботиться о другом! Подробнее о том, как правильно управлять параметрами съемки в мануальном режиме, я расскажу в статье «Съемка в ручном режиме», а также в базовом курсе по фотографии.

А теперь пришло время по-настоящему попрактиковаться! После того, как вы научились выставлять выдержку на фотоаппарате, надо научиться видеть, как влияет на ваш результат. Для этого я предлагаю выполнить несколько простых упражнений.

Для начала снимайте только в режиме Tv. Это очень важно для того, чтобы не запутаться и научиться воспринимать полученный результат.

Нормальная выдержка. Попросите друга, подругу или бабушку в конце концов помочь вам поупражняться в съемке. Для начала выставьте время выдержки от 1/40 до 1/80 и попросите модель не двигаться. Сделайте несколько кадров и попросите вашу бабушку (подругу, друга) помахать рукой. Теперь посмотрите, что из этого вышло? Смазанная ладошка портит весь кадр.

Короткая выдержка. Выйдите на улицу, когда ярко светит солнце. Если есть возможность найти речку, озеро или хотя бы фонтан с водой – отлично! Если нет, возьмите с собой бутылку воды. Смысл упражнения заключается в том, чтобы попробовать заморозить капли воды в полете. Попросите свою модель побрызгать водой и сделайте кадры с выдержкой 1/80, 1/100, 1/160, 1/200 и т.д. Дойдите до значения 1/640. Дома на компьютере внимательно рассмотрите, как получились капли воды при разных значениях выдержки фотоаппарата. Для себя отметьте, при каком значении выдержки они перестали выглядеть смазанными.

Еще одно упражнение на короткую выдержку. Также солнечным днем выставьте значение от 1/200 до 1/640. Теперь попросите модель отойти подальше и пробежаться вам на встречу (бабушку лучше оставить дома). При коротких значениях выдержки получаются забавные кадры бегущего человека. Проделайте то же самое с моделью, заставив ее немножко попрыгать.

Длинная выдержка. Для съемки на длинных выдержках (1/30 и длиннее) вам понадобятся дополнительные приспособления. Поэтому подробнее об этой технике мы поговорим в следующих статьях. Всеми хитростями и приемами работы с длинными выдержками я поделюсь в своем базовом курсе по фотографии. Следите за обновлениями на сайте сайт

По-прежнему жду вопросов по теме статьи в комментариях внизу.

Удачных вам снимков!