Презентация "Дискретный анализ. Комбинаторика

перестановки

МБОУ «Янишевская основная школа»

Учитель: Зверева Т.И.


Решите задачу:

Антон, Борис и Виктор купили

3 билета на футбол на 1-е, 2-е, 3-е места первого ряда стадиона. Сколькими способами мальчики могут занять эти места?


Решение задачи:

  • Может быть такая последовательность:

А Б В А В Б

Может быть и так:

Б В А Б А В

А может быть и так:

В А Б В Б А

Ответ: 6 вариантов


Запомните!!!

Перестановкой называется множество из n элементов, записанных в определённом порядке.

  • Теорема о перестановках элементов конечного множества:

n различных элементов можно расставить по одному на n различных мест ровно n! способами.


Число способов равно числу перестановок

из 3 элементов. По формуле числа перестановок находим, что

Р3=3!= 1 ∙ 2 ∙3 = 6





Пять друзей решили сфотографироваться. Сколькими способами это можно сделать?


Задача:

В 9 классе в среду 6 уроков: математика, литература,

русский язык, английский язык, биология и физкультура. Сколько вариантов расписания можно составить?

Расставляем предметы по порядку:

Всего вариантов

расписания:

1 ∙ 2∙ 3 ∙ 4 ∙5 ∙ 6 = 720

Предмет

Математика

Число вариантов

Литература

Русский язык

Английский язык

Биология

Физкультура


Задача:

  • Имеется девять различных книг, четыре из которых - учебники. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке так, чтобы все учебники стояли рядом? План:

1) учебники = книга

2) Р6 перестановок книг

3) Р6=6!

4) Р4 перестановки учебников

5) Р4=4!

6) Р 6 ∙ Р4


Домашнее задание:

1. Весной мама покупает ребенку много фруктов. Она купила банан, яблоко, апельсин, лимон, грушу и киви. Найдите число возможных вариантов съедания фруктов.

2 . Одиннадцать футболистов строятся перед началом матча. Первым становится капитан, вторым –

вратарь, а остальные – случайным образом.

Сколько существует способов построения?

3. Сколькими способами можно расставить на полке 10 книг, из которых 4 книги одного автора, а остальные – разных авторов, так, чтобы книги одного автора стояли рядом?


До новых встреч

с комбинаторными задачами




Элементы комбинаторики

ПЕРЕСТАНОВКИ


Цели урока

1. Дать определение понятия «перестановки»

2. Вывести формулу перестановок

3. Познакомиться с понятием «факториал»

4. Научиться применять формулу перестановок в простейших случаях

5. Использовать полученные знания в новых ситуациях


План урока

1. Библиографическая справка

2. Введение понятия перестановки и вывод формулы

3. Решение задач на применение формулы перестановок

4. Самостоятельная работа

5. Итог урока

6. Домашнее задание


Библиографическая справка

Термин « перестановки »

впервые употребил

швейцарский математик,

о дин из основателей

теории вероятностей и

математического анализа Якоб Бернулли

(27.12.1654 - 16.8.1705)

в книге «Искусство предположений»


Определение

1. Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же n различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения

2. Перестановки – соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок



Формула перестановок

4∙3∙2∙1 = 24

1∙2∙3∙4∙5=120

1∙2∙3∙4∙5 ∙ …∙ n

Произведение подряд идущих первых n натуральных чисел обозначают n ! и читают «эн факториал»

« factor » - множитель

«эн факториал» - состоящий из n множителей


Факториал

Формула n ! = 1∙2∙3∙4∙ ( n-1 )∙ n

Например

3! = 1∙2∙3 = 6

Запомни 0! = 1 и 1! = 1

Удобная формула n ! = ( n-1 )!∙ n

Например: 6! = 5!∙6 = 120 ∙ 6 = 720


Правильно ли записано формула для вычисления перестановок

  • Р 3 = 3! = 3∙2∙1
  • Р 4 = 4! = 1∙2∙4∙5
  • Р 5 = 5! = 1∙2∙3∙4∙5
  • Р n = n ! = 1∙2∙3∙…∙ n
  • Р 4 = 4! = 7∙8∙9∙10

Мозговой штурм

1. Вычислите:


Сколькими способами можно изготовить различные флаги, расположив горизонтально три одинаковых по величине куска материи белого, синего и красного цвета?

Р 3 = 3! = 1∙2∙3 = 6

Ответ: 6 способов


Государственная символика некоторых стран

  • Флаг России
  • Флаг Нидерландов Флаг Югославии

Применение полученных знаний в новой ситуации

1. Вычислить:


7 = 9!∙6! 7!∙8! Ответ: 9!∙6! 7!∙8! " width="640"

Что больше: 9!∙6! или 7!∙8! ?

Так как 9! = 8!∙ 9, то 9!∙6! = 8!∙ 9 ∙ 6!

Так как 7! = 6! ∙ 7, то 7!∙8! = 6! ∙ 7 ∙ 8!

9 7 = 9!∙6! 7!∙8!

Ответ: 9!∙6! 7!∙8!


Самостоятельная работа

I вариант

  • Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков?
  • 2. Аня, Вера и Таня купили билеты в кинотеатр на 1, 2 и 3-е места первого ряда. Сколькими способами девочки могут занять эти три места?

II вариант

1. Сколькими способами можно расставить 4 различные книги на книжной полке?

2. Сколькими способами могут стать в очередь в билетную кассу 3 человека?


Проверка

I вариант

II вариант

  • Ответ: 120 вариантов
  • Ответ: 6 способов
  • Ответ: 24 способа
  • Ответ: 6 способов

Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Домашнее задание

Пункт 6.4 , учить формулу перестановок

I уровень: №611, №612,

II уровень: №616, №621.


Презентация «Перестановки» представляет учебный материал для школьного урока по данной теме. Презентация содержит определение перестановок, наглядные примеры для понимания смысла данной операции, описание математического аппарата для решения задач с перестановками, примеры решения задач. Задача презентации - в удобной, понятной форме донести до учеников учебный материал, способствовать лучшему его пониманию и запоминанию.

В презентации используются специальные приемы, помогающие учителю объяснить новую тему. Учебные материалы заранее структурированы. При помощи анимационных эффектов они представляют примеры и задачи, делая акценты на важные особенности примеров и задач при демонстрации. Важные понятия выделяются цветом, что облегчает их запоминание.

После представления темы урока ученикам демонстрируется определение перестановок как простейших комбинаций, которые можно составить из некоторого множества элементов. Текст выделен знаком восклицания как важный для запоминания.


Далее демонстрируется пример перестановок на цветных карандашах, которые можно разместить в различном порядке. Для этого карандаши подписываются первой буквой названия их цвета: С, К, Ж. При помощи анимированного представления наглядно демонстрируются варианты размещения данных карандашей по порядку. На одном слайде первыми размещаются синие карандаши, а рядом с ними два варианта размещения - красный и желтый, желтый и красный. На следующем слайде продемонстрированы варианты размещения карандашей после красного - синий и желтый, желтый и синий. Последние возможные варианты - после желтого красный и синий, синий и красный. После наглядной демонстрации выполненные операции подписываются как перестановки из трех элементов. Более точное определение перестановки из трех элементов дается на отдельном слайде 7. В рамке для запоминания выделен текст, что каждое расположение данных элементов в определенном порядке будет называться перестановкой из трех элементов.


На слайде 8 продемонстрировано обозначение перестановок из n элементов - P n . Указано, что перестановки из трех элементов были подробно рассмотрены на примере карандашей, при этом очевидно, что таких перестановок будет 6. На слайде отмечена математическая запись количества перестановок: P 3 =6. Далее на экране отмечается, что для нахождения количества перестановок из трех элементов существует комбинаторное правило умножения.


На следующем слайде процедура перестановок раскладывается на этапы, чтобы получить правило для нахождения количества перестановок. Указано, что для подсчета необходимо на первое место ставить любой из трех элементов. Для него есть две возможности выбрать второй элемент. Для выбора третьего элемента остается единственная возможность. Это означает, что количество перестановок из 3 элементов будет находиться перемножением 3.2.1=6. Получаем общее число возможных вариантов перестановок. Аналогично процессу поиска вариантов перестановок рассматривается вариативность для n элементов.


Пусть есть некоторое множество n элементов. Для него на второе место помещается один из n-1 элементов, на третье место соответственно помещается один из n-2 элементов и т.д. Таким образом, можно вывести общее правило для поиска числа перестановок из n элементов: P n =n(n-1)(n-2).….3.2.1.

На слайде 11 на экран выведена формула P n в виде P n =1.2.3.….(n-2)(n-1)n. Таким образом вводится понятие факториала, обозначение которого продемонстрировано ниже формулы: n!. Рассмотрены примеры нахождения факториала от некоторого числа: 3!=1.2.3=6, а также 6!=1.2.3.4.5.6=720. Также указано, что 1!=1. Текст общего правила нахождение количества перестановок как n факториала расположен внизу слайда.

Далее предлагается рассмотреть несколько задач на нахождение числа перестановок. На слайде 12 предлагается к решению задача на нахождение количества способов разложения семи шаров по семи ячейкам. Указано, что способом решения является вычисление числа перестановок из 7 элементов: P 7 =7!=5040.


На слайде 13 рассматривается решение задачи на нахождение количества четырехзначных чисел, которые составлены из 0,1,2,3, при этом цифры в одном числе не повторяются. Решение предусмотрено в два этапа - сначала находится число всех перестановок из 4 элементов, а затем из них вычитается число перестановок, в которых числа с 0 впереди, так числа, начинающиеся с нуля, не будут четырехзначными. Таким образом, решение сводится к вычислению P 4 -P 3 =4!-3!=18. То есть вариантов образования таких чисел - 18.

На последнем слайде рассматривается решение задачи, в которой предлагается найти количество способов, которыми можно расставить 9 тарелок, 4 из которых - красные, так, чтобы красные располагались рядом. Основная трудность в решении данной задачи - понять, что красные тарелки в данных перестановках необходимо принимать за одну. Таким образом, решение сводится к нахождению произведения P 6 .P 4 =6!.4!=17280.


Презентация «Перестановки» предназначена для наглядного сопровождения объяснения учителя по теме «Перестановки». Подробное понятное представление учебного материала может быть также полезно при дистанционном обучении, а рассмотренные при этом задачи помогут ученику разобраться с решением самостоятельно.